Всё, что вы хотели знать об архитектуре ар деко, но боялись спросить
Был в древности такой бог, звали его Двуликий Янус. С тех стародавних времён человечество росло и развивалось, поклонялось разным богам. Всё пришло к тому, что сегодня кто-то называет себя религиозным человеком и причисляет себя к традиционным вероисповеданиям, кто-то отмахивается и заявляет, что он атеист. Но бесчисленные миллионы людей по всему земному шару, не ведая того, поклоняются особенному богу. Его можно назвать Многоликий Полис. Или же проще – Город.
Город с самого начала притягивал большинство людей, как магнит. Природа безропотно отдавала ему человека за человеком. Забавно, но Город в такой же степени манил человека, как и зависел от него. Все метаморфозы Города происходили благодаря человеку. Сначала Город рос вширь, как ползучее растение. Потом он сделал вдох и начал подниматься всё выше и выше. Это позволили городу человек и XX век. Тогда самой плодородной почвой для Города послужила американская земля, а самым качественным удобрением новый стиль под названием ар деко. Красивая присказка требует больше конкретики, не так ли? В общем, речь сегодня пойдет об архитектуре в стиле ар деко и городе Нью-Йорк. Разумеется, здания ар деко существуют во многих мегаполисах мира, но именно Нью-Йорк был по-настоящему одержим этим стилем. Но обо всем по порядку. Нью-Йорк не является родиной ар деко. Это стилевое течение в искусстве родилось в Париже в 1925-м году, причём, весьма публично, на Международной выставке декоративных и промышленных искусств. По первоначальному замыслу эта выставка должна была состояться ещё в 1916-м, но в условиях Первой мировой войны это было по понятным причинам невозможно. Итак, ключевой замысел выставки состоял в том, чтобы представить произведения нового искусства, не имеющего ничего общего с прежними стилями. Художники и дизайнеры должны были сотворить нечто новаторское, вдохновлённое прогрессом, энергией и индустриализацией. Эти принципы были очень близки американцам, жаждавшим эмансипироваться от Старого Света и перекроить облик своих городов на принципиально новый лад. Почерпнув главные концепты с выставки в Париже, они принялись за удобрение своих Многоликих Полисов. Их руку направляло то, что США были самой динамично развивающейся в вопросах технического прогресса страной, и это пропитало весь американский ар деко. Порвать все связи с прошлым, конечно, не получилось. Ар деко частенько оглядывался на ар нуво, брал из него некоторые элементы и концепты и смотрел на них под новым углом. Именно углом, потому что индустриальный стук железа о камень превращал плавные растительные орнаменты в угловатые линии и геометрические формы, а нежные тонкие образы – в раздутые кузнечными мехами орнаменты. Ар деко решил сохранить декоративность ар нуво, но облачить её в иную форму.
Прежде всего, ар деко выбрал для себя особые материалы: камень, бетон, нержавеющую сталь, латунь, бронзу, кожу экзотических животных и разные породы дерева, чем роскошнее, тем лучше. Роскошь была очень важна, так как ар деко воспевал наслаждение и упоение настоящим, которое в Америке не сломила даже Великая депрессия. Только Вторая мировая охладила пылкий гедонизм богатых американцев. Но не будем отвлекаться. Для своей архитектуры ар деко бережно отбирал крепкие и надежные материалы для самого здания и дорогие редкие породы мрамора и дерева для внутреннего убранства. Фасады одновременно сдержанно и ярко декорировались рельефами и барельефами, символичными и абстрактными. В интерьере мелькали диковинные инкрустации различными цветными камнями и жёлтым металлом. С первого взгляда становится ясно, что ар деко стал ребёнком ар нуво и конструктивизма. То есть он стремился к максимальной функциональности, но не мог всё же устоять перед искушением декора. Функциональность выражалась в описанном выше выборе надёжных, прочных и долговечных материалов, декоративный характер стиля представляли причудливые орнаменты. В отличие от ар нуво и его любви к растительным мотивам, ар деко вдохновлялся миром фауны: всевозможные животные, начиная экзотическими попугаями и обезьянами и заканчивая мчащимися оленями и лошадями, наполняют этот стиль движением и энергией. Раз уж разговор зашёл об экзотике, ар деко постоянно к ней обращался, в особенности, к Востоку. Это выражается в изображениях гибких и крепких тел танцовщиц и египетской символики, которая бурно ворвалась в моду после обнаружения гробницы фараона Тутанхамона археологом Говардом Картером и лордом Корнарвоном в 1922 году. Вытянутой формы глаза, резкие профили птиц, острые листья папируса и раскрывшиеся лотосы мгновенно перекочевали со стен египетских дворцов на стены европейских и американских зданий. Другие формы были более абстрактными: широкие лучи, ступенчатые фигуры, схематичные волны и клубы дыма.
Цвет также является визитной карточкой ар деко. Стиль благоволил всем оттенкам роскоши: мистическому чёрному, сияющему золоту, глубокому рубиновому, густому коричневому, сочному терракотовому, холодной стали. Цвета ар деко были насыщенными и контрастными, поэтому они буквально звучали и вибрировали. Благодаря сочетанию форм, цветов, угловатых линий и орнаментов из восточных стран ар деко кажется странным, поражающим все органы чувств. Из-за них его так непросто описать и так сложно с чем-то спутать. В целом облик зданий был не менее характерным, чем отдельные детали. В них массивность и тяжесть объединялись с лёгкой устремлённостью ввысь, строгость и функциональность – с умеренным, но броским декором, а матовый камень и бетон – со сверкающими на солнце железом и хромом. Окна делали большими и прямоугольными с декоративными решётками в виде динамичных линий и фигур. Двери перекликались с окнами, создавались либо из металла, либо из дерева. Все эти составляющие делали здания сочетанием несочетаемого: минимализма с декоративностью, тяжести с изысканностью, строгости с пышностью. В силу своей неординарности архитектура ар деко произрастает в любом городе, где ей позволили взлететь в небо, с грохотом пробившись через асфальт. Именно Нью-Йорк сделал этот стиль своей самой характерной гранью. Его составляют около 150-ти небоскрёбов, воплотивших в себе ар деко и веру американцев в грядущий «золотой век». «Золотой век» разбился о Вторую мировую войну, но архитектура оказалась достаточно прочна, и величественные небоскребы Нью-Йорка, обелиски ар деко, тому подтверждение. Пять из них стали особенно иконичными.
Это здание было спроектировано архитектором Уильямом ван Эленом для корпорации Chrysler и построено в 1930-м году. В те годы американские строители мечтали построить самый высокий небоскрёб в мире и как можно скорее, поэтому Крайслер-билдинг рос не по дням, а по часам. Здание строилось со скоростью четыре этажа в неделю. Когда небоскрёб поравнялся в высоте с конкурентом, Трамп-билдинг архитектора Х. Крэга Северанса, ван Элен сделал ход конём и увенчал свое детище 38-метровым шпилем. На тот момент Крайслер-билдинг стал самой высокой конструкцией в мире, но меньше, чем через год этот титул был похищен Эмпайр-стейт-билдинг. Помимо этого бедный архитектор ещё и лишился своего гонорара.
Тем не менее, Крайслер-билдинг остаётся легендой по сей день. Этот увенчанный шпилем гигант воплощает в себе всю символику автомобилей Chrysler. Крышу небоскрёба, будто стальная чешуя, облегают 7 орнаментальных сводов, облицованных нержавеющей сталью и повторяющих внешний вид колпаков на колесах машин Chrysler 20-х годов. Треугольные окна веером расходятся по каждому своду наподобие корон. По углам здания на уровне 61-го этажа ван Элен поместил четырёх орлов-горгулий, а на 30 этажей ниже скульптуры, повторяющие эмблему Chrysler.
Интерьер Крайслер-билдинг греет своими горячими цветами и экзотическими фактурами. Стены здания облицованы марокканским красным мрамором, пол – жёлтым сиенским. Двери в помещения, лифты, а также некоторые стены отделаны самыми ароматными породами дерева: английским клёном, тиком, филиппинским красным деревом и орехом. В декоре интерьера использованы навеянные египетской культурой орнаменты, да и фактуры, присущие дереву и мрамору, создают свой удивительный узор. До 1945-го года под крышей Крайслер-билдинг находилась обсерватория, оформленная лампами-планетами и звёздным узором на потолке.
Эту башню построили год спустя после открытия Крайслер-Билдинг, в 1931-м году, под руководством архитектора Уильяма Ф. Лэмба. Название башни повторяет прозвище самого штата Нью-Йорк – «имперский штат», то есть проект изначально был весьма амбициозным. При его разработке архитекторы опирались на чертежи уже существующих зданий в штатах Северная Каролина и Огайо. В итоге посреди Манхэттена вырос гигантский небоскрёб, ставший не только самым высоким зданием в городе вплоть до постройки Башен-близнецов, но и самым культовым в истории страны. Именно на ней балансирует горилла Кинг Конг в одноименных голливудских фильмах.
Наружность Эмпайр-стейт-билдинг более сдержанная, чем у Крайслер-билдинг. Серый фасад из камня облицован полосами нержавеющей стали, окна лишены причудливого декора, верхние этажи формируются тремя уступами, только шпиль декорирован элементами в виде крыльев. Скромно, но элегантно. Тем более, что в этом гиганте поражает уже его этажность в 103 этажа, что было поразительно для того времени. Стиль ар деко здесь больше проявляется внутри, чем снаружи. В трехэтажном 30-метровом холле, облицованном кремового и винного цвета мрамором, находится панно, представляющее 7 чудес света. Есть там и кованый рельеф, изображающий сам Эмпайр-стейт-билдинг, из шпиля которого расходятся во все стороны золотые лучи. Это 50-этажное здание было построено в 1931 году по проекту архитектора Ирвина Ченина, сына эмигрантов из России. Удивительный декор небоскрёба делает его похожим на поднявшееся из-под воды чудо Атлантиды: фигурные скульптуры, человеческие лица, переплетающиеся ветви, листья и диковинные абстрактные узоры покрывают эту одну из самых знаменитых башен XX века. О компании General Electric напоминают необычные часы с логотипом и стальными руками, держащими молнии, а также венчающие крышу конструкции, символизирующие радиоволны.
Фасад небоскреба выполнен из терракотового кирпича и элементов жёлтого и зелёного цветов. Внутри здание выполнено из кофейных и кремовых мраморных плит и деталей, повторяющих украшения фасада. Интерьер декорирован стальными вставками с угловатыми абстрактными и растительными узорами, хромированными решётками из линий и геометрических фигур, а также оригинальными люстрами и часами. Возвышающееся над городом чёрно-золотое здание было построено архитекторами Джоном Хоуэллсом и Рэймондом Худом в 1924 году для American Radiator Company. Разрабатывая проект Америкен-Рэдиейтор-билдинг, его авторы опирались на неосуществлённый замысел финского архитектора Элиела Сааринена для Трибьюн Тауэр в Чикаго. Они взяли за основу форму башни Сааринена и обыграли её насыщенными цветами. Хоуэллс и Худ решили сделать здание, сочетающие стили готики, ар деко и модерна, выполнив его в чёрном и золотистом кирпиче - чёрный символизировал уголь, а золотистый – огонь. Фасад Америкен-Рэдиейтор-билдинг украшен богатыми золотистыми орнаментами в виде египетских лотосов, клубов дыма и стилизованных под ар деко листьев папируса, вход в здание декорирован чёрными зеркалами и мрамором. В 1998 году здание было продано за $150 млн., а спустя три года его преобразовали в отель Bryant Park в 130 номеров и с театром на нижних этажах. Автором этого 56-этажного небоскрёба является упоминавшийся выше архитектор с русскими корнями Ирвин Ченин. Он построил башню имени себя в 1927-1929 годах, сделав, таким образом, Нью-Йорку подарок в виде одного из самых высоких для того времени зданий. Декор фасада Ченин-билдинг великолепен: отделка бельгийским черным мрамором, обрамление основания фризом со сценами эволюции человека и терракотовым фризом, украшенным абстрактными и растительными мотивами. Из этого фантастического основания вырастает высокая сдержанная серия контрфорсов, слегка «закрывающаяся» кверху, как бутон астры. Внутренним убранством здания занимался мастер архитектурного зигзаг-модерна Рене Поль Чемберлен. Все лобби Ченин-билдинг покрывают его ажурные бронзовые барельефы: они украшают двери и стены лифтов, почтовые ящики и другие элементы интерьера.
В этом весь ар деко: выше, громче, динамичнее, богаче. Неудивительно, что этот яркий стиль так полюбился именно американцам, и именно они воплотили его так полно в своей архитектуре.
Как говорится, у них всегда была мания величия, но архитектура оказалась той областью, в которой эта мания величия реализовалась прекрасно. Небоскребы Нью-Йорка одним могут нравиться, а другим – нет, но в них заключен особый дух. Это не просто погоня за американской мечтой, это скорее способ наслаждаться энергией настоящего. Как захватывает вдруг человека желание от удовольствия и красоты взлететь на невероятную высоту. Под звенящие звуки ар деко.
Катерина Мячикова
|
Рекомендуем |