Партнеры Живи добром

Лидия Федосеева-Шукшина. Одна жизнь на двоих


Казалось бы, что нужно человеку когда у него есть всё: слава, деньги, успех, поклонники? Но душа не находит покоя, а оттого человек несчастлив. А несчастлив он потому, что нет близкого и родного человека рядом. Настоящую любовь не заменит никто и ничто, никакие роли и никакая популярность. Случай Лидии Федосеевой-Шукшиной пронзает самое сердце. Это не очередной рассказ о потере, это проникновенная история о чистой любви, которая случается раз в жизни.


Лидия Федосеева-Шукшина


Легендарная актриса Лидия Федосеева-Шукшина родилась 25 сентября 1938 года в Северной столице России. В 7 лет она пошла в самую знаменитую и старейшую школу Ленинграда – «Петришуль». Уже на школьной сцене Лидочка начала проявлять себя и показывать задатки великолепной актрисы. Это заметили не только её родители, но и известные режиссеры. Один из них, Анатолий Граник, предложил роль юной школьнице в своём фильме. Трудно представить, чтобы кто-то мог отказаться. Вот и Лидия не упустила предоставленную возможность. Кинолента «Максим Перепелица» стал её актёрским дебютом. Она сыграла эпизодическую роль молоденькой, скромной и незаметной для зрителя лаборантки. Этот актёрский опыт позволил ей до конца осознать, кем она хочет быть. И поэтому в 1957 году Лидия поступила во ВГИК в студию Макаровой и Герасимова.


Учебный процесс в институте проходил очень живо и плодотворно. На тот момент еще Федосеева Лидия старалась изо всех сил, совершенствуя свои навыки и демонстрируя себя только с лучшей стороны. Это увидели педагоги. И, спустя два года, произошло «вознаграждение». Актриса получила роль Тани в фильме «Сверстницы». Здесь она уже не неприметная и малозаметная девочка, а одна из главных героинь. Артистка показала свою красоту, свой невероятный талант, и её, новую звезду, конечно же, заметили. Заметили все: и простой советский зритель, и знаменитые режиссеры, и всё кинематографическое сообщество.


Институт дал Лидии не только первую главную роль, но и первого мужа. Актриса вышла замуж за украинского артиста Вячеслава Воронина. В 60-м году у них родилась дочь. Это радостное событие стало концом их недолгого брака. Виной тому два города: Киев и Москва. Живя на расстоянии, они отвыкли друг от друга, чувства остыли, а любовь прошла.


Лидия Федосеева-Шукшина


Лидия Федосеева продолжала играть в кино. Она уже закончила ВГИК и полностью отдала себя съёмкам. В 1964 году её пригласили сниматься в фильме «Какое оно, море?». Её партнером стал Василий Шукшин. Когда Лидия узнала об этом, она очень расстроилась: ходили нелестные слухи о пристрастии актера к алкоголю, поэтому ничего хорошего от встречи с ним актриса и не ждала. Один раз она даже подходила к режиссёру с просьбой о замене партнера, но Эдуард Бочаров успокоил её. Наверно, стоит отметить ключевую роль режиссёра в истории любви Лидии и Василия, ведь если бы он послушался актрису, всё сложилось бы иначе. По дороге на место съёмок Федосеева и Шукшин познакомились. «Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые - веселые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и я запела. И запела – «Калину красную». Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил... Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю - Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: «Ну, давай, рассказывай о себе». Всю ночь мы проговорили. Когда ехали в автобусе в Судак, остановились в лесочке. Помню, я первая вошла в автобус, а Шукшин за мной и что-то под пиджаком держит. Спрашиваю: зверька поймал? А он мне - маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их», - с нежностью вспоминает Лидия. Уже по этим словам становится ясно, какие трогательные отношения у них были. 


После «Какое оно, море?» на свет выходит немало фильмов с их совместным участием: «Печки-лавочки», «Калина красная», «Странные люди» и т.д. Их женитьба перевернула их жизни. Спустя некоторое время у пары появились две замечательных дочки. У них была не только крепкая и любящая семья, но и крепкий творческий союз. Они были по-настоящему успешны и счастливы. Наверняка, многие завидовали, ведь у них было абсолютно всё. Но в один момент ничего не стало, всё потеряло смысл. В 1974 году, на 45-м году жизни скончался Василий Шукшин. Этот момент стал переломным для актрисы и их детей. Она не могла поверить, что всё это происходит именно с ней. Она осталась наедине со своей любовью. Лидия сразу же решает взять двойную фамилию. Теперь она Лидия Федосеева-Шукшина.


Лидия Федосеева-Шукшина


Смерть мужа оставила тяжелый отпечаток в сердце актрисы. Она с головой погрузилась в работу: в 1976 году вышло пять фильмов с её участием. Все её роли заслуживали внимание, но уже не были такими выдающимися, как раньше. С помощью большой нагрузки Лидия пыталась забыть о своей огромной потере, но как признавались её родные и близкие, ей так никогда и не удалось этого сделать.


Очень тяжело быть одной. Не каждая женщина может справиться с одиночеством. Лидия пыталась повстречать свою любовь снова и снова, пыталась найти хоть в ком-то частичку Василия. Но ни оператор Михаил Агранович, ни польский художник Марек Межеевский не смогли ей дать то, что мог Шукшин, поэтому актриса уходила из этих отношений. И уходила первой.


Лидия Федосеева-Шукшина снимается в кино на протяжении уже 60 лет. На её счету более 80 ролей в театре и кино. Она показала всем свой блестящий талант, свою многогранность. Она была одна из немногих актрис, которые сами могли выбирать себе роли в кино. Последняя работа с её участием вышла в 2014 году - телесериал «Линия Марты». Но для актрисы съёмки перестали быть главным и важным занятием в жизни. Она полностью посвятила себя фонду памяти Василия Шукшина. По её словам, сейчас для неё это главная забота. Даже спустя 40 лет после смерти мужа Лидия не смогла забыть свою самую большую любовь всей жизни и до сегодняшнего дня живёт только ею. 



Полина Непомнящая



 

Рекомендуем

Константин Хабенский: «Профессия актёра — очень сволочная»
Выставка «Божественная Майя» открылась в Петербурге
Поездка в Лондон с нуля
Книга недели: Хорхе Букай «Любить с открытыми глазами»
Эскизы жизни. Памяти Сергея Федоровича Бондарчука
Звезда джаза Гленн Миллер
«Тот самый, знаменитый музей изобразительных искусств Метрополитен в Нью-Йорке»
Пляшущие человечки
Иркутский областной музыкальный театр имени Н.М. Загурского
Да будет RIFF! Открытие III Российско-итальянского кинофестиваля