Вдохновляющие на музыку
Шуман и его любовный треугольник
История не терпит сослагательного наклонения, но если бы Роберт Шуман не встретился с Кларой Вик, вряд ли мы сегодня говорили об этом великом композиторе.
Первая их встреча произошла в Лейпциге, когда Кларе было 9 лет. Уже в этом возрасте она отличалась особенным талантом и подавала большие надежды стать виртуозной пианисткой. Когда Роберт узнал, что львиная доля успеха Клары - это заслуга её отца, он решил брать уроки у Фридриха. Так Роберт Шуман стал приходить домой к Викам, а в дальнейшем - снимать комнату в доме преподавателя.
Тем временем шли годы, Клара Вик подросла и превратилась в молодую красавицу. Роберт Шуман влюбился, его чувства оказались взаимными. Но всё оказалось не так просто. Когда Фридрих узнал о любви своей дочери и ученика, он пришёл в ярость. По его мнению, Шуман - недостойный жених для его гениальной дочери. Отец принимает решение увезти дочь из Лейпцига на гастроли на полтора года, запретив переписку с любимым. Душевные страдания Роберта выливаются в великолепные «Песни», принесшие ему всемирную известность.
Шуман боролся за свою невесту 4 года: дважды он просил руки Клары и дважды Фридрих отказывал. Так влюблённые решились на крайний шаг: обратиться в суд, который мог разрешить заключить брак без согласия отца. Процесс длился 13 месяцев. «Не понять не ждавшим им», что испытал Шуман за всё это время. Но справедливость восторжествовала, и 12 сентября 1840 года влюблённые обвенчались в маленькой сельской церквушке. Для Роберта Шумана это стал самый плодотворный творческий период в его жизни. За год счастливой семейной жизни композитор создаёт цикл из 138 песен.
Роберт сильно любил Клару. Когда она уезжала на гастроли он быстро впадал в депрессию, начинал пить, и снова оживал, когда жена возвращалась. А Клара в свою очередь была для Роберта опорой и поддержкой во всём: она с самого начала взяла на себя все заботы о детях и семье, стала посредником между мужем и внешней обыденностью, к которой Роберт Шуман был совершенно не приспособлен. Когда из-за травмы пальца Шуман не смог исполнять свои произведения, его жена взяла на себя обязанность пропагандировать сочинения супруга в Европе.
Необходимо отметить, что Роберта Шумана тяготил тот факт, что жена была популярнее, чем он. Так во время гастролей в 1844 году по России, Шумана представляли как мужа знаменитой и гениальной пианистки. Но время все расставило по своим местам. Сегодня знают гениального Роберта Шумана и мало кто знает Клару Вик, разве что она была музой не только Шумана, но и Брамса. Но это уже совсем другая история.
Пётр Ильич Чайковский. Любовь зла
Казалось бы, при чем здесь Пётр Чайковский, когда речь идёт о женщинах-музах. Ведь, как известно, они его никогда не привлекали. Однако в жизни Петра Ильича была одна женщина, которой он обязан не только жизнью, но и возможностью творить. Знакомьтесь, баронесса Надежда фон Мекк. Надежда Филаретовна фон Мекк была незаурядной личностью. Она получила прекрасное домашнее образование и с детства была страстно увлечена музыкой. В семнадцать лет родители выдали её замуж за барона Карла Фёдоровича фон Мекка, от которого она родила 18 детей, семь из которых умерли в младенчестве.
«Я смотрю на замужество как на неизбежное зло, которого нельзя избежать, поэтому всё, что остаётся, - это сделать правильный выбор», - Надежда фон Мекк. После смерти барона Надежда Филаретовна одновременно становиться миллионершей и матерью-одиночкой. Из-за заботы о своих детях, она практически перестала появляться в обществе. Единственным её развлечением стала музыка. В её доме бывали многие известные музыканты, а среди домашнего камерного ансамбля были ученики Петра Ильича Чайковского, через которых баронесса попросила композитора сделать несколько аранжировок своих сочинений для фортепьяно. Эта просьба стала увертюрой к их личному спектаклю длиной в 14 лет.
Начало переписки композитора с баронессой совпало со свадьбой Петра Ильича на своей ученице Анне Милюковой. Чайковский таким образом хотел продемонстрировать свою «нормальность» отцу и всем остальным. Для Надежды Филаретовны это был удар. Спустя два года она ему напишет: «Когда вы женились, мне было ужасно тяжело, у меня как будто оторвалось что-то от сердца».
Но попытка Петра Ильича провалилась. Брак Чайковского с Милюковой продлился всего три месяца и закончился жуткой депрессией для композитора: он серьёзно думал о суициде. Надежда фон Мекк оказала не только психологическую помощь. После развода баронесса выделила ежегодное пособие для композитора в размере 6000 тысяч рублей, что позволило Чайковскому полностью посвятить себя творчеству и не отвлекаться на прозу жизни.
"Я ей обязан не только жизнью, но и тем, что могу продолжать работать, а это для меня дороже жизни», - Чайковский.
Однажды она присылает ему письмо с просьбой сочинить пьесу, которая бы выражала «нестерпимую душевную боль, разбитое сердце, растоптанную верность, уязвленную гордость, потерянное счастье». Госпожа фон Мекк хотела назвать эту пьесу «Упрёк». Чайковский понял намёк и всё же принялся за создание произведения, ставшего впоследствии знаменитой Четвёртой симфонией, которую он посвятил «другу».
"Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам," - Чайковский баронессе фон Мекк.
Драма этих отношений заключалась в том, что Чайковского не интересовали женщины, а баронесса Надежда фон Мекк была влюблена не просто в мужчину, а в гениального композитора. 14 лет романа в письмах не привели ни к одной личной встрече, зато привели к созданию таких шедевров, как «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», прославивших не только самого композитора, но русскую музыку в целом.
Ромео Рахманинов
Из 80 романсов Рахманинова, написанных за 25 лет творчества в России, 66 имеют точный адрес. По этим посвящениям понимаешь, насколько разные женщины вдохновляли великого композитора. Так романс «Пред иконой» он посвятил своей служанке Маше, беспамятно влюблённой в маэстро. Другому своему большому другу, очаровательной княжне Александре Ливен Сергей Васильевич посвятил романс «Отрывок из Мюссе». А своей милой «Психопатушке», так Рахманинов называл свою первую любовь Верочку Скалон, он посвятил, созданный в Ивановке, романс "В молчанье ночи тайной" на стихи А. Фета. Музыка и слова романса были столь интимны и откровенны, что уже второе столетие они зажигают и тревожат души многих людей.
"Красивая женщина - источник вечного вдохновения», - С.В. Рахманинов.
В 1893 году «доброму гению» всей своей жизни, как позже напишет сам Сергей Васильевич, Наталье Сатиной (которая была его двоюродной сестрой и стала единственной женой) Рахманинов посвятит романс «Не пой, красавица, при мне» на стихи А.С. Пушкина. Чувства между ними были настолько сильными, что несмотря на законы и общественное мнение, пара принимает решение повенчаться тайно как Ромео и Джульетта.
"Мы венчались на окраине Москвы 29 апреля 1902 года в церкви какого-то полка. Я ехала в карете в венчальном платье, дождь лил как из ведра; в церковь можно было войти, только пройдя длиннющие казармы. На нарах лежали солдаты и с удивлением смотрели на нас. После венчания мы быстро переоделись, проехали прямо на вокзал и взяли билеты на Вену», - Н. А. Сатина
Но женитьба не помешала Рахманинову восхищаться другими женщинами. В апреле 1915 года Сергей Рахманинов пишет "Вокализ" - романс без слов, который посвящает несравненной Антонине Неждановой. И после этого композитор «замолчит» на полтора года. Причиной тому стала смерть близкого друга Сергея Ивановича Танеева.
Вытащила композитора из этой глубокой депрессии новая муза - молодая певица Нина Кошиц. За её фактурную внешность и вокальные данные современники называли её «Шаляпин в юбке».
"Мы все были в неё влюблены… Кошиц при всех обстоятельствах оставалась нашей общей любимицей, пока она сама не влюбилась в Рахманинова", — Михаил Жаров.
Всего лишь за две с половиной недели Сергей Васильевич создает цикл из шести романсов с совершенно новым музыкальным содержанием, которые посвящает своей «Нинушке». В октябре 1916 года в Москве прошли два сольных концерта Кошиц, а аккомпанировал ей сам Рахманинов. Этот дуэт назовут "чудом исполнительского искусства". После головокружительного турне с певицей, за 26 лет жизни Рахманинов не написал ни одного романса! Свою лебединую песню - шесть романсов, посвящённых Нине Кошиц - Сергей Васильевич спел именно с ней в России.
Это всего лишь три истории. А ведь Вивальди вдохновляла Анна Жиро, у Моцарта была Констанция, у Бетховена - Джульетта Гвиччарди, у Франца Шуберта - Тереза Гроб, у Михаила Глинки - Екатерина Керн, у Ференца Листа - Каролина Витгенштейн, у Рихарда Вагнера - Козима Вагнер, у Иоганна Штрауса - Ольга Смирнитская, у Густава Малера - Альма Мария Малер-Верфель, а у Родиона Щедрина есть Майя Плисецкая. Ну, что ж, как говорят французы «сherchez la femme».
Олеся Копылова
|
Рекомендуем |