Рок-опера «Преступление и наказание»Рок-опера «Преступление и наказание» - это принципиально новая трактовка великого романа, адаптация к реалиям современности. Жанр постановки способствует многоплановому раскрытию знакомого со школьной скамьи произведения, что получается весьма эффектно. Ведь над спектаклем работал блестящий творческий союз – А.С. Кончаловский (режиссер-постановщик), Ю.Е. Ряшенцев, (либретто), Э.Н. Артемьев (композитор). Премьера спектакля состоялась в 2016 году. В рок-опере удивительным образом сочетаются разные периоды нашей истории: имперская Россия с крестьянскими забавами, суровые 90-е годы и современность. Причем превалирует в постановке именно стилистика 90-х. Возможно, это связано с тем, что именно на эти годы в истории нашей страны пришелся пик падения морали и обнажения самых неприглядных сторон жизни. Главный герой, Родион Раскольников (Александр Казьмин) - неистовый бунтарь. Его комната как бы висит над сценой, находясь в верхнем правом углу. Обстановка комнаты говорит сама за себя: тусклые желтые обои в цветочек, плакаты Ленина и серпа с молотом, революционные книги. В этой тягостной обстановке герой томится, вынашивая свои идеи об избранных мира сего. О том, что действие происходит именно в Петербурге, говорит табличка, будто бы снятая со станции метро «Сенная площадь». В подземном переходе метро располагаются различные магазины, в одном из которых обитает старуха-процентщица. Ее образ безвкусно одетой прожженной торговки в исполнении Татьяны Токаревой, безусловно, неприятен. Однако он не вызывает той бури отвращения, что поднималась в герое Достоевского в романе. Стойкое неприятие вызывают в постановке неприглядные стороны человеческой жизни, с необычайной яркостью и доскональностью демонстрирующиеся на сцене. Не раз в постановке мы видим вызывающе одетых дам легкого поведения и циничных мужчин, пользующихся их услугами. Среди девушек особняком стоит героиня Сони Мармеладовой. Ее образ, в исполнении Галины Безрук, более скромный в отличие от всех остальных. На девушке белое платье и небольшая сумочка, а все ее нутро передает глубокое страдание от такой нелицеприятной жизни. Музыкальная партия Сони в спектакле наиболее громкая, с сильным надрывом в голосе. Над разгулом цинизма и разврата царит фигура господина Свидригайлова. Его партию блестяще исполняет актер Евгений Вальц. Стоит отметить, что это одна из самых запоминающихся ролей в спектакле. Каждый раз герой появляется на черном автомобиле в сопровождении суровой охраны в черных костюмах и цепях на шее. В своих музыкальных партиях Свидригайлов как бы воспевает низменные страсти и удовольствия. В постановке есть несколько особенно впечатляющих и зрелищных моментов. Накануне убийства в кромешной темноте одинокий шарманщик ходит со светящимся, как бы парящим в воздухе топором. Он задает людям в толпе один и тот же вопрос: «А ты убил бы?» Все с ужасом отрицают такую возможность, и тогда топор оказывается в руках Раскольникова. После сакрального убийства все горит черно-красным светом. Земля как будто сотрясается, демонстрируя весь ужас произошедшего. Кругом в черных масках бегают вандалы, неистово громящие витрины. Из правого угла сцены появляется горящая машина. А из левого угла - полицейский грузовик, из которого выскакивают полицейские с противоударными щитами для того, чтобы утихомирить толпу. Первый акт спектакля очень насыщен зрелищами. Очень много событий, мгновенно сменяющих друг друга. На сцене задействовано множество актеров, которые виртуозно поют и танцуют. Второй акт, повествующий о событиях после убийства старухи-процентщицы, более сдержанный и спокойный. Полным ходом идет следствие по делу, а в душе Раскольникова все больше страха и самоистязания.
Весьма интересно в постановке обыгрывается персонаж Порфирия Петровича в исполнении Ефима Шифрина. В первом акте он символично появляется с завязанными глазами и ловит преступников. В момент следствия Порфирий Петрович виртуозно выводит Раскольникова на чистую воду, время от времени играя соло на фортепиано. В конце спектакля звучит тема покаяния и обращения к библейским заветам двух заблудших душ – Сони и Раскольникова. Души этих людей воссоединяются в любви и раскаянии, когда они символично идут навстречу друг другу в полутьме, а над ними появляется небольшой луч света. В этом спектакле есть все: и прекрасная музыка, и зажигательные танцы, и глубокие диалоги о главном, и впечатляющие спецэффекты. Работа, проделанная творческой командой, колоссальна и заслуживает всяческих похвал. Ведь не зря постановка была удостоена двух премий «Золотая маска».
Анна Некрасова
|
Рекомендуем |