«Титаник» - плавучий дворец не переживший первый рейс
Близится годовщина самой известной и загадочной морской катастрофы XX века – гибель «Титаника», затонувшего в водах Атлантики в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года во время своего первого и единственного рейса.
Пожалуй, история «Титаника» могла бы кануть в Лету, как и многие другие катастрофы минувшего времени, случись все более прозаически. Но каждая хорошая история имеет свой сюжет, и здесь мы имеем целую вереницу фактов, легенд, расследований и слухов, которые не утихают и спустя 100 лет после трагедии. Одним из последних событий стала продажа на Бостонском аукционе в январе 2015 года письма одной из выживших пассажиров за 11.900$. Люсиль Дафф-Гордон была одним из ведущих британских модельеров конца XIX — начала XX века. Филиалы ее лондонского дома моды были открыты в Париже, Нью-Йорке и Чикаго.
Одна из легенд гласит, что проклятием «Титаника» стала излишняя вычурность и богатство его пассажиров, так и в случае Люсиль – шлюпку, на которой ей вместе с мужем удалось спастись, пресса в последствии именовала «денежной лодкой» и обвинила в подкупе экипажа, чтобы они быстрее покинули место катастрофы. На лодке оказалось всего 12 пассажиров вместо 40 положенных, а Люсиль Дафф-Гордон в письме, датированном маем 1912 года, комментирует слухи: "Создается впечатление, что мы поступили неправильно, когда спасали свою жизнь! Разве это не возмутительно?"
Как известно великие проекты берут свое начало задолго до ослепительного выхода в свет, и начинаются с идеи. Нашей отправной точкой будет встреча мистера Брюса Исмея, директора-распорядителя компании «White Star Line», и его делового партнера Джеймса Пиррие летним вечером 1907 года. Оба были обеспокоены нарастающим преимуществом ближайшего конкурента – компании «Кунард» и строительством корабля «Лузитания», который не только превосходил все остальные корабли Северной Атлантики по уровню роскоши, но также планировал побить установленные ранее рекорды скорости. Блистательный бизнесмен лорд Пиррие предложил отреагировать на вызов «Кунард» строительством более современного и роскошного судна, которое помимо этого будет превышать размеры «Лузитании» на 30 метров. Быстроходность будущего корабля не являлась решающим фактором, однако предполагалось, что недели будет достаточно для пересечения Атлантики. Так, благодаря конкуренции и азарту новаторов своего времени зародилась идея легендарного «Титаника».
«Гарантийную группу», набранную из лучших конструкторов и инженеров-проектировщиков возглавлял талантливый молодой инженер Томас Эндрюс. Лучшие из лучших должны были обеспечить бесперебойную работу всех механизмов и составляющих частей корабля. Звания «Чудо инженерной мысли» и «Плавучий дворец» корабль получил по праву. К сожалению, заявленная «непотопляемость» оказалась далека от действительности. Все члены «гарантийной группы», включая самого Эндрюса, погибли во время крушения.
Наиболее роскошными в интерьере корабля считались обеденная зала и парадная лестница, обстановка которых была детально воссоздана в фильме Джеймса Кэмерона. Обеденный зал «Титаника» вмещал до 550 человек, стены были отделаны под светлый орех, большие оконные ниши задёрнуты шёлковыми шторами, балюстрада в стиле Людовика XIV, а столы накрытые скатертями из безупречно белого льна и сервированные серебром являли собой образец стиля для самых искушенных пассажиров первого класса. Парадная лестница, у подножия которой встретились герои Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет, заканчивалась бронзовыми часами с фигурами Чести и Славы, венчающими Время. Мистический смысл этих символов нередко связывают с небезызвестной нам фигурой Брюса Исмея, которому приписывают трусливое бегство с тонущего корабля во время посадки в спасательные шлюпки женщин и детей, подкупив матроса. Немногим ранее он же уговорил капитана не сбавлять скорость корабля при входе в опасную зону, стремясь завоевать звание самого быстроходного лайнера Атлантики. Однако, у медали всегда есть вторая сторона - Лорд Мерсей, проводивший расследование в 1912 году от Великобритании по факту гибели «Титаника», сделал заключение, что Исмей напротив помог многим пассажирам лайнера сесть в шлюпки, прежде чем занять место в последней из них.
На «Титанике» было 762 каюты, которые делились на три класса. Предусматривались места для 2566 пассажиров, из которых только 1178 могли рассчитывать на место в спасательных шлюпках. Пожалуй, это была самая страшная недоработка в проекте судна. Уменьшение количество шлюпок, как известно, было сделано в угоду увеличению места на прогулочной палубе. Один из самых страшных слухов окружает именно количество возможных спасенных – считается, что пассажиров третьего класса не выпускали наружу, чтобы места достались только первому и второму классу.
10 апреля 1912 года «Титаник» отправился из Саутгемптона в первый рейс. Совершив остановки во французском Шербуре и ирландском Квинстауне, корабль вышел в Атлантический океан с 1317 пассажирами и 908 членами экипажа на борту. Командовал судном капитан Эдвард Смит. 14 апреля «Титаник» принял семь ледовых предупреждений, однако лайнер продолжал двигаться почти на предельной скорости. В 23:39 двое впередсмотрящих заметили айсберг перед лайнером и доложили об этом по телефону на мостик.
Самый старший из офицеров Уильям Мэрдок дал команду рулевому: "Лево руля". Меньше, чем через минуту произошло столкновение. Получив крупные пробоины, корабль начал тонуть. 6 из 16 водонепроницаемых отсеков судна были прорезаны подводной ледовой частью айсберга. Равно в полночь 15 апреля конструктор Томас Эндрюс поднялся на капитанский мостик для экстренной оценки жизнеспособности корабля. Вердикт для команды, уверенной в непотопляемости лайнера, прозвучал как гром среди ясного неба – «Титаник неизбежно потонет!». В то время, как судно ощутимо стало крениться на нос, команда корабля начала посылать сигналы бедствия, которые были остановлены спустя 2 часа за несколько минут до потопления. На сигналы «Титаника» отреагировало судно «Карпатия», находившееся на расстоянии 93 километров от места трагедии. Спеша на помощь «Карпатия» смогла развить запредельную для себя скорость в 17,5 узлов при максимально возможной в 14, для чего по приказу капитана были отключены все приборы, потребляющие электроэнергию, и отопление.
Приблизительно в 2:15 ночи нос «Титаника» резко опустился, судно значительно сдвинулось вперед, и по палубам прокатилась огромная волна, которая смыла многих пассажиров за борт. Спустя 5 минут легендарный лайнер затонул. Около 4:00 утра «Карпатия» прибыла на место трагедии, выжившими на борт было принято 712 пассажиров и членов экипажа «Титаника», которые были доставлены в Нью-Йорк.
Ольга Фомина
|
Рекомендуем |