Партнеры Живи добром

Классика в моде: от античности до наших дней



Во все времена мода отличалась разнообразием и динамикой развития. И, тем не менее, в ней оставались устойчивые элементы, дошедшие до нас со времен древнего мира и получившие новую интерпретацию. 


На протяжении всей истории Европы происходило заимствование культурного опыта предшественников. Можно назвать значительное число предметов гардероба, известных нам с античных времен. Одежда отличается количеством изменений, которые ей пришлось «пережить», прежде чем стать частью нашего ежедневного костюма. Например, сандалии сохранили свою внешнюю форму и декоративные черты без значительной трансформации. 


Классика в моде: от античности до наших дней Классика в моде: от античности до наших дней




Нагляднее всего проследить становление платьями рубашки-шемизу (камизу) и туники, известной с давних времен. Форма и длина изменялись в зависимости от эстетических и моральных устоев времени. Так, в античности почитался культ здорового, развитого тела, и открытая одежда служила для подчеркивания его красоты. В последующие века количество уходящей на платье ткани увеличивается, фасоны становятся более строгими, скрывающим фигуру. Варьируется размер и форма декольте, длина и «раздутость» рукавов. И только в XX веке возвращаются открытые платья, а также свободная и укороченная туника. 


Классика в моде: от античности до наших дней Классика в моде: от античности до наших дней Классика в моде: от античности до наших дней


Тенденция копирования в моде началась со времен Древнего Рима, вобравшего в себя не только религиозно-мифологические и политические идеи античной Греции, но и стиль в одежде. 

Стоит обратить особое внимание на тунику и шемизу (камизу). Туника – это рубаха (чаще всего нижняя, заменявшая белье) из шерсти с короткими рукавами или без них. Самый упрощенный вариант являлся прямоугольником ткани, в центре которого делалось отверстие для головы. Ткань ложилась на плечи и подшивалась по бокам. Камиза – нижняя одежда наподобие туники, но уже с длинными рукавами, получает широкое распространение в период Средневековья. 

Начало копирования костюма положено Римом. Широко использовавшаяся в то время туника обладает множественными сходствами с греческим хитоном. Из Рима традиция переходит в Византию. В костюм, подчиняясь церковной морали, добавляются верхние накидки, плащи. Одежда включает в себя, помимо византийских, восточные мотивы и христианскую символику, перестает подчеркивать силуэт женщины, напротив, скрадывая его. 

В XIV веке туника становится преимущественно женской одеждой, а с периода раннего средневековья, скопировав стиль византийского костюма, принимает вид длинного закрытого платья. Одно платье при этом надевалось поверх другого, было сшито из более грубого материала и богато украшено, если дама принадлежала к привилегированному сословию. С XVI века входит в обиход корсет, делая талию неестественно тонкой. Он придавал фигуре коническую форму. Материал используется более жесткий. Распорки, корсет и фижмы (каркасы-обручи, крепящиеся под юбкой и придающие ей объем) удерживали форму платья. Мода на измененный женский силуэт продержалась до начала XIX столетия, тогда на первую треть века ее вытеснили платья, напоминавшие прихваченные под грудью античные рубашки-шемизы. С первой трети этого же века платье продолжает множество раз изменяться. Развитие костюма движется по кругу, возвращается корсет, зауженная талия. Женская одежда XX столетия включает в себя множество разноплановых фасонов, часть из которых отличается более свободным покроем. В настоящее время в платьях модных домов узнается повседневная одежда Древнего Рима - рубашки-шемизы и туники. Нередко они сделаны из легких природных материалов и украшены цветочным принтом. Однако, в отличие от оригинала, их можно носить в качестве самодостаточной одежды, а не нижней детали костюма. Некоторые модели, в зависимости от длины, можно комбинировать с брюками и легинсами, добавляя образу женственности с помощью пояса. 


Классика в моде: от античности до наших днейКлассика в моде: от античности до наших дней


Еще один элемент нашего повседневного гардероба - рубашка. Она также прошла долгий путь от античности до XXI века. От шемизы (камизы) до базовой детали костюма современных мужчин и женщин. Универсальность делает ее подходящей как для торжественных и деловых мероприятий, так и для ежедневного ношения. 


Классика в моде: от античности до наших дней Классика в моде: от античности до наших дней


В мужском костюме рубашка всегда оставалась одним из самых востребованных элементов. Менялись фасоны, поверх нее надевались различные верхние накидки. И только примерно к концу XVII века в Англии она начинает приобретать наболее приближенный к современному виду. 

С конца XIX – начала XX века рубашка входит в повседневный гардероб и у женщин. Ее фасон становится менее вычурным и более подходящим для практических нужд и работы. Она окончательно принимает знакомый каждому из нас вид. 


Классика в моде: от античности до наших дней



Если в начале и середине XX века функциональная роль рубашки сводилась к рабочему дресс-коду, то уже к концу столетия и началу следующего века ее надевают по любому поводу. Дизайнеры модных домов стараются придать ей менее официальный вид. В некоторых женских вариантах добавляются различные детали, вроде острых воротников, ажурных вставок, фасон делают приталенным или свободным. 

Например, показ известного бренда Valentino на Нью-Йоркской неделе моды: коллекция весна-лето 2018.


Классика в моде: от античности до наших дней Классика в моде: от античности до наших дней



Мода отражает не только настроение эпохи, но и способна сохранять те тенденции предшественников, благодаря которым можно и продемонстрировать свою преемственность в культурном плане, и раскрыть хорошо знакомые детали в новом ключе. А выбор подходящих материалов и идейных посылок поможет придать краски даже самым известным и приевшимся вещам. 



Валентина Овчинникова




 

Рекомендуем

Выставка «Другая часть нового мира», как эмоциональное преломление
Веселый конец света ("Тор: Рагнарёк" реж. Тайка Вайтити)
Роднянский и Мизгирёв: лекция о кино
Гавриил Шульц. Мастер скульптуры
Таинственный остров Жюля Верна
Дело Чести («Офицер и шпион» реж. Роман Полански)
Масленица в Музее-усадьбе Г. Р. Державина
Неутомимый социалист Джордж Бернард Шоу
Диана Вриланд. Почему бы Вам не...?
Выставка «Гоголевские жемчужины из собрания ГПИБ: автографы, редкие прижизненные и иллюстрированные издания»