«Балет есть замок красоты»
После памятного для России, события под историческим названием «перестройка», все русские балетные артисты будто скинули с себя тесные корсеты и задышали полной грудью, ринувшись покорять своим искусством раннее неизведанные и закрытые страны. Русский балет был востребован. Как и во времена "Русских сезонов" Дягилева, весь мир жаждал увидеть русских танцовщиков. Это положило начало созданию многих профессиональных балетных коллективов, которые со временем переросли в именитые труппы и театры. Ну, конечно же, основные театры Москвы и Петербурга были в приоритете. На сегодняшний день балетный театр, как организация, стал интернациональным. Многие именитые артисты предпочитают работать по контракту и числиться приглашенными артистами. Для постановок все чаще и чаще приглашаются внештатные хореографы, зарубежные постановщики.
С частными балетными коллективами или с театрами, которые по рангу гораздо "меньше", чем Большой, разобраться проще. Там есть свой основатель, свой главный балетмейстер и несколько прим, и репертуар, соответственно, не такой обширный. В Большом же театре, помимо большого репертуара и обязательного количества премьер в сезоне, еще примешиваются и большие интриги. Чего только стоит случай с художественным руководителем балетной труппы Большого театра! Он на сегодня пусть уже и не так потрясает общественность, но будет постоянно напоминать о себе темными очками на глазах Сергея Филина.
Совсем недавно, 11 марта 2015 года, в Большом театре состоялась премьера нового балета "Гамлет" хореографа Раду Поклитару и режиссера Деклана Доннеллана. В спектакле современная хореография, спецэффекты и видеоинсталляции, плюс, иное прочтение образа самого Гамлета, где шекспировскому мыслителю не дают времени на внутренние монологи вроде "быть или не быть". Ему некогда остановиться и призадуматься в чаду внутренних переживаний. Среди исполнительниц заглавных партий нет имен прима-балерин театра: ни тебе Светланы Захаровой, ни Евгении Образцовой, ни других, что числятся в этом списке. Ставка сделана на молодые силы театра, и партию Офелии танцуют солистки Анастасия Сташкевич, Дарья Хохлова и Диана Косырева. Видимо, при постановке «Гамлета» расчет шел не на имена прим, а на имена постановщиков. Прима-балерины театра, упомянутые Захарова, Образцова, а также М. Александрова, Н. Капцова, Е. Шипулина, М. Аллаш, М. Рыжкина, Е. Крысанова активно заняты во всем остальном репертуаре, как в современных балетах, так и в классике, которая, похоже, никогда не наскучит зрителю.
Во втором по значимости Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко дела на балетном фронте тоже громыхают залпами ярких премьер и именитых хореографов. Художественным руководителем труппы является В. Зеленский, который со времен своего вступления на должность, по слухам в балетных кругах, напугал весь "стариковский" состав, грозясь обеспечить им прямую дорогу на пенсию. Из последних премьер - балет "Татьяна" Джона Ноймайера по мотивам "Евгения Онегина" А.С. Пушкина. Партию Татьяны исполняет известная и "модная" Диана Вишнева, которая числится в труппе приглашенной артисткой. Родной театр балерины - Мариинский. С 2003 года она также является прима-балериной АВТ (Американского балетного театра). Из прима-балерин театра Станиславского и Немировича-Данченко в "Татьяне" никто не задействован. Остальные солистки труппы Оксана Кардаш (которая, кстати, номинирована на Премию «Золотая Маска» 2015 за партию в балете «Восковые крылья» Иржи Киллиана), Валерия Муханова и Ксения Рыжкова, исполняющие партию Татьяны в числе прим не числятся. В июле 2015 года театр готовит к премьере балеты Джерома Роббинса "В ночи", "Другие танцы" и "Концерт", которые будут объединены в один вечер.
Еще один крупный и серьезный театр по одному только местоположению - "Кремлевский дворец" и его балетная труппа "Кремлевский балет". Театр этот стратегически важный объект. Как говорят, артистам даже не выйти из здания, пока не закончился рабочий день. Последняя премьера театра, осуществленная в 2014 году - балет "Волшебная флейта" Моцарта в постановке президента театра А. Петрова. Партию Царицы ночи исполняет заслуженная артистка России А. Тимофеева - прима театра, а принцессу Памину - не так давно присоединившаяся к Кремлевскому балету и занявшая позицию прима-балерины - И. Аблицова. Художественным руководителем труппы назначен А. Лиепа, который уже давно сотрудничал с театром в качестве организатора "Русских сезонов" и возобновления многих балетов М. Фокина.
С подачи М. Лиепы и художественного руководителя МГАДМТ им. Н.И. Сац Г. Исаакяна, балетной труппе детского театра тоже повезло и в репертуаре появились спектакли "Русских сезонов", которые труппа танцует с удовольствием. Последняя же премьера театра "Кот в сапогах " в хореографии Е. Богданович уж как-то совсем не убедительна. В конце апреля юному зрителю театр представит еще одну премьеру в интересном жанре: интерактивный балет "Стойкий оловянный солдатик" в постановке Г. Ковтуна. Премьера приурочена к 50-летию театра и пройдет в рамках фестиваля «Черешневый лес». Хочется надеяться, что эта постановка будет удачнее. Театр, хоть и детский, но работать должен "по-взрослому" и не отставать от других академических театров.
Театр "Классический балет Н. Касаткиной и В. Василева" по сути, театром не является, т.к. не имеет своей сцены. Однако труппа существует, регулярно дает спектакли, гастролирует. Раньше этот коллектив пользовался большим уважением и славой. В его составе какое-то время работали Е. Максимова и В. Васильев, В. Малахов. Теперь же былая слава поутихла и, видимо, для привлечения внимания, руководители даже прибегли к могуществу всесильного ТВ, и труппа стала участником реалити-шоу о закулисной жизни балета, что идет сейчас на канале "Ю" под названием "Русский балет". Последняя же премьера труппы на античный сюжет "Лисистрата" в постановке руководителей коллектива не получила широкой огласки. Бессменной прима-балериной труппы остается Е. Березина, которая вытягивает на себе весь репертуар.
В отличие от «Классического балета Н. Касаткиной и В. Василева», труппа «Балет Москва» после удачной смены руководства и репертуарной политики, наоборот, стала набирать популярность. Некоторые из поставленных спектаклей объединяют в себе классику и современный танец. И если современная труппа была сильной и прежде, то теперь и классическая труппа после реорганизации, стала выглядеть достойно. «Балет Москва» не устает радовать премьерами, которые выпускает одну за другой. Из последних: творческий проект «Вечер одноактных балетов. Посвящение Джорджу Баланчину совместно с «Балет Сюзанн Фаррелл» (США), «Эрос. Минос» – два одноактных балета в постановке представителей новой голландской хореографии Хуанхо Аркеса и Аннабелль Лопез Очоа, и 29 мая состоится премьера Александра Пепеляева "Кафе Идиот" по роману Достоевского. В труппе нет как таковых прима-балерин, но много достойных солисток, среди которых, получившая в сентябре прошлого года звание Заслуженной артистки Людмила Доксомова, танцу которой подвластен любой жанр.
Другая труппа, которая обрела свою сцену и стала именоваться Московский областной государственный театр "Русский балет" В. Гордеева 16 марта 2015 года представила премьеру балета «Девушка и Дракон». Балет был создан совместно с китайскими мастерами, дабы подтвердить союз двух народностей. Не берусь судить о достоинствах этого союза, но дух заказного балета прослеживается во всей тематике. Тем не менее эта премьера подтверждает силы и творческие возможности труппы, которая дает спектакли в основном на своей сцене в Кузьминках и часто гастролирует. Ведущими солистками значатся А. Щербакова и С. Устюжанинова.
Труппа «Имперский балет» на данный момент не так часто заявляет о себе и не так популярна, как ее основатель Г. Таранда. Из последних событий – балет «Полёт над легендой» балетмейстера из Эстонии Май Эстер Мурдмаа под музыку Филиппа Гласса. Постановка значится как планетарный эко-балет. Весьма странный для балета жанр, но оправдывается тем, что призван обратить внимание на сохранность нашей планеты, в частности озера Байкал. Премьера состоялась 14 октября 2014 в Московском театре Новая Опера. Автором идеи и либретто является государственный и общественный деятель, юрист и поэт Владимир Исайчев. Именно ему захотелось сделать такой вот необычный балет на основе своей книги «Сказ о Байкале».
Пожалуй, все перечисленные балетные труппы являются основными коллективами Москвы на настоящий момент, о которых стоит говорить. У них есть своя история, многолетний опыт существования, постоянный репертуар и регулярные выступления в Москве, помимо гастролей. Другие же труппы, такие, как Moscow City Ballet В. Смирнова-Голованова, «Классический Русский балет» Х. Усманова, «Корона русского балета» А. Емельянова, не так давно появившаяся труппа М. Лавровского «Talarium et lux», Русский национальный балет под руководством С. Радченко и др. занимаются в основном гастрольной деятельностью и увидеть их выступления в Москве фактически нет возможности, за редким исключением.
Анна Галиева
|
Рекомендуем |