Банкирская сага в исполнении трио: спектакль «Трилогия братьев Леман»
Ещё пятнадцать лет назад Lehman Brothers был одним из ведущих инвестиционных банков мира. В 2008 году его крах стал причиной финансового кризиса. В 2018 году лондонский Национальный театр поставил захватывающий спектакль об основателях банка – «Трилогию братьев Леман». Теперь его показывают в кино. 1844 год. Молодой Генри Леман перебирается из Баварии в Соединённые Штаты и открывает в Алабаме галантерейный магазин. Вскоре к нему приезжают два младших брата, Эммануэль и Майер. Они пристально следят за всем, что происходит в Америке, и постепенно скромный магазинчик превращается в мировой финансовый конгломерат. Но, пережив войны и Великую Депрессию, сам банк стал причиной Великой Рецессии.
Пьесу «Трилогия братьев Леман» написал в 2012 году итальянец Стефано Массини. Сначала она предназначалась для радио, но затем Массини переработал её для сцены. И вот, шесть лет спустя, пьеса добралась до Лондона в адаптации Бена Пауэра, попав в руки именитого режиссёра Сэма Мендеса. Он собрал не менее именитую команду: чего стоит одна Эс Девлин, дизайнер сцены, которая работала над церемонией открытия Олимпийских игр в Лондоне и Рио-де-Жанейро. Однако главное достоинство спектакля – это, конечно, актёрский состав. Который состоит всего из трёх актёров: сэра Саймона Расселла Била, Бена Майлза и Адама Годли. При этом персонажей в пьесе в разы больше. Это трио играет не только братьев и их сыновей и внуков, но и всех остальных героев: от младенцев до стариков, и мужчин, и женщин. Конечно, такой приём добавляет спектаклю юмора: как-никак, когда 58-летний Саймон Расселл Бил изображает юную влюблённую девушку, а долговязый Адам Годли – плачущего младенца, на это без улыбки не взглянешь. И всё это – не меняя одежды. На протяжении всего спектакля актёры остаются в строгих костюмах конца ХIХ века. Лишь иногда их дополняют цилиндры или очки, но – не более.
Тем не менее, у актёров остаются главные их орудия – интонации, голоса (а также акценты), мимика и движения. И этими орудиями все трое пользуются великолепно: никогда не возникает путаницы, всегда понятно, кого они играют, у каждого героя – свои особенности и характерные чёрточки. Впрочем, большая часть пьесы – не диалоги персонажей, а авторские ремарки, потому порой складывается впечатление, что это аудиокнига, начитанная тремя актёрами (наследие «радио-прошлого»). Так что можно сказать, что самая главная их роль, совместная, – это роль Рассказчика. Такой приём мог бы сделать пьесу статичной, но «Трилогия», наоборот, порой становится очень динамичной. Во-первых, за счёт сценографии, а точнее – вращающейся сцены и проекций на заднике. Они не только показывают меняющийся с годами Нью-Йорк или Алабаму, но и иллюстрируют кошмары, мучающие Леманов по ночам. Во-вторых, динамика достигается как раз за счёт текста. С его помощью темп то ускоряется, то замедляется. Тягостное и тягучее ощущение от Великой Депрессии, например, великолепно передано с помощью одних лишь слов и приглушённого света. Все слова, кстати, подобраны очень тщательно, и повествование о дельцах-банкирах нередко оказывается ещё и по-настоящему поэтичным.
Если все персонажи носят костюмы конца ХIХ века, то сценография, наоборот, самая современная: стеклянный вращающийся куб с тремя комнатами – типичный офис. В комнатах этих стоят офисные стулья, стол, диваны и множество коробок, которые тоже «играют» разные роли – от фортепиано до кареты (в таких коробках сотрудники Lehman Brothers уносили свои вещи после его закрытия). А все важные названия и цифры выписываются прямо на стеклянных стенах маркером, словно на доске во время доклада. Такие декорации (если не знать, о чём именно спектакль) наталкивают на предположение, что история будет вращаться вокруг 15 сентября 2008 года – дня, когда обанкротился банк Lehman Brothers. Но на самом деле пьеса как раз заканчивается роковым звонком, который должен принести весть о крахе.
Конечно, чтобы за три часа рассказать 150-летнюю историю банка, многое приходится опустить. По сути, пьеса, набрав невероятные обороты, останавливается на 1960-х, когда умер последний из Леманов. Затем их банком завладели партнёры, советы директоров и трейдеры. Последние полвека Lehman Brothers зрителю показывают быстрыми штрихами, потому лучше заранее узнать, из-за чего именно закрылся банк. Но чего вам не расскажут статьи про Lehman Brothers, так это подробную историю жизни его основателей. Вместо истории о финансовом кризисе пьеса рассказывает настоящую сагу о семье банкиров, порой весёлую, но чаще всё же печальную, даже трагичную. Так вся пьеса с первых же минут обретает человечность, Lehman Brothers перестаёт быть одним лишь бездушным названием банка, а герои очень быстро становятся близкими зрителю. И в этом главное достоинство «Трилогии братьев Леман». Расписание показов спектакля доступно на сайте TheatreHD.
Мария Баратели
|
Рекомендуем |