Что интересного все находят в театре «Ковент-Гарден»?
«Ковент-Гарден»… Одно название вызывает восторг, а в голове мгновенно представляется нечто величественное и блистательное. Это именно так. Для англичан Ковент-Гарден – это оживлённый и самобытный район. В Средние века эта территория принадлежала владению Вестминстерского Аббатства: здесь был разбит Монастырский сад, благодаря чему и сложилось действующее название. В последующие века на этой местности стали расселяться жители Лондона, которым не разрешали жить в черте города: это нищие, бродяги и актёры. Запрещено было и строительство театров. А всё потому что политическое общество Англии начала XVIII века охватила череда подкупов, взяточничества и предательства, заговоров. Смена власти и потеря уважения народа к ней привели к разгульному образу жизни, развращённому представлению о мире, а также вседозволенности. В это же время превалировало стремление к идеям Просвещения, в частности, развитию всех сфер жизнедеятельности, промышленности. Английский театр славится проникновенностью, остротой мысли и особым вниманием к социальным проблемам человека. Подобная тенденция прослеживается начиная с эпохи Средневековья, заканчивая сегодняшним днём. От Уильяма Шекспира, Джона Донна до Джона Гея, Генри Филдинга, Гордона Байрона, Джонатана Свифта и Бернарда Шоу. Становление и развитие драматургии пришлось именно на XVIII век, то есть эпоху Просвещения. Театр в Европе из придворного или ярмарочного превратился в форум буржуазии: театральные деятели, писатели, актёры пытались двигаться к новому уровню реализма, сцена стремилась к подлинности, к отражению повседневного быта. Однако, не всегда талант артистов, сценографов, декораторов и костюмеров перерастал в нечто художественное и профессиональное.
В районе «Ковент-Гарден» насчитывают 13 театров, в числе которых находится и «Друри-Лейн», основанный в 1682 году. Он был главным королевским лондонским театром. Это, пожалуй, один из самых старых действующих театров. Но многие из них были закрыты. Таковым стал «Линкольн-Инн-Филдс». Руководитель театра Джон Рич – молодой, успешный предприниматель долгое время управлял этим театром, однако, чтобы создать новый – «Ковент-Гарден» – ему пришлось пожертвовать «Линкольн-Инн-Филдс». Случилось это после того, как друзья Джона Рича предложили принять в театре «Линколн-Инн-Филдс» нашумевшую картину Джона Гея «Опера нищего». В ней выявлялось поразительное сочетание народных песен, низкой комедии и социальной сатиры на современность. Количество зрителей перевалило за полторы тысячи, сборы были огромными. Ричу удалось заполучить большое количество средств, поэтому он и рискнул открыть «Ковент-Гарден», в котором применялись новые приёмы актёрского мастерства. Известно, что с 1716 Джон Рич экспериментировал на сцене, показывая пантомимные мини-шоу после спектаклей. Посетителей больше интересовали представления, фейерверки и яркие выступления актёров, нежели качество сыгранного спектакля и вложенной в него идеи. Но о сценических новинках Рича подобного сказать нельзя. Изучая творческую деятельность Comedy Del A’rte, он сам выступал в роли Арлекина под псевдонимом Джона Луна. Открытие театра приурочили к выходу в свет первого спектакля на сцене «Ковент-Гарден» 7 декабря 1732 года. Это была постановка Уильям Конгрив «Светские обычаи», в название которой он вкладывал смысл как раз того, что и происходило в стране в первую половину XVIII века. В произведении Конгрив красочно описывает светскую жизнь, как абсолютное отсутствие какой-либо благородности, а также наигранную искренность и честность. Изначально на подмостках ставились лишь драмы, а театр был признан королевской семьей как главный. Однако уже через несколько лет в 1734 году здесь был поставлен первый балет «Пигмалион». В главной партии выступила великая Мари Салле. Её легкие одежды в сочетании с балетными па моментально покорили зрителей. Первый оперный сезон был открыт постановкой «Верный пастух» немецкого композитора Георга Фридриха Генделя в 1735 году. В дальнейшем были представлены его «Ариодант», «Альцина» и «Беренике». За многовековую историю театра в нём увидели свет произведения огромного количества известных писателей, драматургов, оперных певцов, балерин и композиторов: Вагнер «Кольцо Нибелунга», Р. Штраус «Электра», Моцарт «Дон Жуан», такие оперы, как «Борис Годунов», при участии Шаляпина (1928), «Золотой петушок», «Хованщина» М. Мусоргского. В его коллекцию попали и постановки самого Висконти.
Балет, безусловно, является главной составляющей театра «Ковент-Гарден». После Революции талантам Российской Империи в лице Матильды Кшесинской пришлось покинуть измученную страну. Знаменитый театр оперы и балета пользуется огромной популярностью как у англичан, так и во всём мире. Сегодня директором Королевского балета «Ковент-Гарден» является Кевин О’Хейр – человек неуёмной работоспособности и внутренней духовной силы. Он старается воплотить в образах современности тактику, чёткость, ритмичность и страсть школы «Ковент-Гардена», его боевую, но возвышенную историю. Балет «Манон» в постановке МакМиллана Королевского театра приезжал в Россию с гастролями в 2014 году, танцоры выступали на сцене Большого Театра. Так же, как и триста лет назад, Кевин О’Хейр стремится добиться драйва, полноты чувств и эмоций на сцене.
Елена Зверева
|
Рекомендуем |