Партнеры Живи добром

Игорь Моисеев: «Я считаю, что моя жизнь прошла не зря»

 

Когда произносят фамилию «Моисеев», на ум сразу же приходит небезызвестный Борис Моисеев. Но, кроме него в истории культуры России существует очень важный человек, Игорь Моисеев, создатель народного танца как части академического искусства. До него был важен только балет, а после того, как он основал Ансамбль народного танца, эта парадигма подверглась кардинальным изменениям.

Игорь Моисеев

С юности Игорь Александрович понимал, что его привлекает народное искусство, в частности, фольклор, поэтому он хотел собрать и приумножить его достоинства, сделать народный танец частью высокого искусства. Сегодня то, что когда-то было первым в мире народным Ансамблем, превратилось в Театр народного танца. И это, бесспорно, достижение хореографа.

У Игоря Моисеева была удивительная семья, и она во многом повлияла на то, каким человеком он стал. Александр Михайлович Моисеев был мировым судьей и разделял идеи анархизма. Он же привил сыну интерес к восточной культуре и истории. Однако, увлечение музыкой хореограф почерпнул от матери.

Как и многие другие, начинал Игорь Александрович с кордебалета. Через какое-то время он начал получать главные роли, но удача неожиданно упорхнула от Моисеева вместе со сменой главного режиссёра.

После этого по совершеннейшей случайности, столкнувшись с заведующим литчастью Большого театра Гусманом, Игорь Моисеев получил шанс попробовать себя в режиссуре, поменяв сцену в балете «Футболист».

Игорь Моисеев

Однако, в Большом театре с предубеждением относились к двадцатичетырехлетнему юнцу, возомнившему себя балетмейстером, и долгое время не давали ему реализовывать никакие проекты, оставляя исключительно в роли танцора. В то время он был вынужден хвататься за любые предложения о сотрудничестве, в том числе, участвовал в одном совершенно неординарном для хореографа виде деятельности. В 1936 году спортсмены из Малаховского физкультурного техникума попросили Игоря Александровича помочь им в постановке выступления на Красной площади.

Тогда же хореограф пришёл к идее создания собственного Ансамбля. К сожалению, постановка выступления для физкультурного техникума тогда не принесла ему никаких наград, хотя спортсмены награды получили.

Главное детище Моисеева быстро начало получать признание, они постоянно давали выступления где только можно. Причиной тому были удивительная эмоциональность и продуманность каждого танца, грамотное использование средств народного танца и искусная, почти классическая хореография. Несомненно, работа в Большом театре повлияла на то, как хореограф использовал средства выразительности в танце.

То, что он сделал — это создание нового танцевального языка, являющееся одновременно продолжением танцевальной традиции, но традиции забытой и даже долгое время считавшейся бесполезной. Сейчас языком фольклора, смешанным с балетом, оперирует и современный танец. Моисеева неслучайно называют создателем нового жанра - народно-сценической хореографии.

Так же как и многим советским деятелям искусства, ему неоднократно предлагали вступить в компартию, но он всегда отказывался, объясняя это тем, что верит в Бога и не хочет, чтобы его за это отчитывали.

Игорь Моисеев

Игорь Моисеев успел прожить яркую и удивительную жизнь: трижды состоял в браке (в первый раз — с примой-балериной Подгорецкой, во второй — с педагогом Тамарой Зайферт, в третий — с Ириной Чагадаевой, солисткой Ансамбля), исполнил свою мечту, создав Ансамбль, который сейчас известен по всему миру и дожил до 101 года. И ежегодно в день его рождения, ансамбль, который создал Игорь Моисеев, даёт выступление в его честь.

 

 

Александра Адамовская

 

 


 

Рекомендуем

Mercedes-Benz Fashion Week RUSSIA. День второй. Show must go on!
Наталья Кустинская - «Советская Брижит Бордо»
Любить Марата. Спектакль «Мой Марат» в театре «Событие»
Кино. Оскар: мечты о золоте
Мир Говарда Лавкрафта
«Джоконда»: правда и вымысел
Proenza Schouler: «Больше всего мы жалеем о названии нашей марки»
Выставка «От руки» в Доме-музее Марины Цветаевой
Кино. Премьера. «Голодные Игры: Сойка-пересмешница. Часть 2»
Параллели сквозь время. Памяти Давида Ашкенази