Искусство во имя высокой цели
Произведения Александра Островского сохраняют свою актуальность в наши дни. В его пьесах всегда затрагиваются насущные темы, показываются обычные люди с их проблемами, страстями и переживаниями. По сюжету пьесы «Сердце – не камень» главная героиня – молодая женщина Вера Филипповна (Анна Артамонова), вышедшая в молодости замуж за богатого купца Каркунова (Михаил Янушкевич) вот уже пятнадцать лет живет в затворничестве по воле мужа. Но, несмотря на это, Вера Филипповна нашла себе утешение в молитве и в помощи бедным и обездоленным. В связи с приближающейся кончиной мужа Веры Филипповны встает вопрос о его богатом наследстве. Именно это событие составляет главную интригу произведения. Находясь на смертном одре, Каркунов начинает задумываться о душе и хочет, чтобы его деньги послужили искуплением его грехов и спасли его душу. Он хочет лишить жену наследства в том случае, если она выйдет замуж после его смерти. Племянник Каркунова Константин (Кирилл Лоскутов) полагает, что должен получить наследство любой ценой. Для достижения этой цели он подговаривает приказчика семьи Каркуновых - Эраста опорочить Веру Филипповну в глазах мужа. Вокруг Веры Филипповны кипят нешуточные страсти. Женщины в лице Апполинарии Панфиловны (Наталья Благих) и Ольги (Кристина Гагуа) пытаются затянуть ее в череду романов и любовных приключений: приказчик Эраст пытается соблазнить женщину, племянник Константин угрожает ей. Но Вера Филипповна показывает невероятную стойкость и выдержку. Она остается верна себе. На протяжении пьесы она лишь постепенно снимает с себя жесткие оковы затворничества, постепенно пересматривая свои взгляды. Муж Веры Филипповны, увидев, как искренне она отмаливает его душу и разумно распределяет его средства, смягчается. Ведь сердца этих двух людей – не камень. И добро, в конце концов, побеждает зло. Интересно режиссерское виденье этого спектакля. Режиссер Григорий Дитятковский делает акцент на актерах, оставляя быт как бы на втором плане. Для него важен именно психологизм героев и раскрытие характеров на протяжении всего спектакля. Несмотря на то, что произведение достаточно драматическое, режиссеру с изяществом удалось соединить в своей постановке драму с комедией. В декорациях спектакля задействованы огромные деревянные двери, которые открываются в любые стороны и создают ощущения лабиринта. Впечатляет режиссерский прием как будто бы замедленной съемки в особо кульминационные моменты произведения. Актеры двигаются очень медленно и плавно, в конце концов застывают в стоп-кадре. В спектакле задействован прием двойного действия. В разных частях сцены одновременно разворачиваются сразу два конфликта. Это придает невероятную живость спектаклю, придает ощущение естественности всему происходящему. Игра актеров просто завораживает. Они настолько органично играют, что поневоле начинаешь проникаться недобрыми чувствами к отрицательным героям и испытываешь глубокое сочувствие по отношению к главной героине. В образе Константина (Кирилл Лоскутов) очень натурально передано то животное состояние, до которого опустился герой. Телодвижения актера с невероятной точностью показывают внутренний мир этого героя с его инфантилизмом и беспринципностью. Персонаж Веры Филипповны (Анна Артамонова) раскрыт со всей искренностью, со всеми терзаниями и переживаниями этой женщины. Невероятно пронзительно показана ее боль, ее слезы. В ходе спектакля удивляешься ее невероятному терпению и смирению и то, насколько она остается верна себе в окружении такого количества низких и алчных людей. Нельзя не отметить работу костюмера. Костюмы представляют собой завершение образа героев. Особенно ярко это видно в женских нарядах. Черное, почти монашеское платье Веры Филипповны в первой части спектакля показывает ее закрытость от мира. Но во второй части, когда происходит преображение героини, ее наряд становится белоснежным, символизируя тем самым ее открытость миру, порядочность и цельность. Наряды Апполинарии Филипповны (Наталья Благих) и Ольги (Кристина Гагуа) не меняются по своей сути. Апполинария Филипповна одета в яркие цвета. Ее наряд демонстрирует жажду жизни со всеми страстями и пороками. Светло-розовые, пастельных тонов наряды Ольги отражают ее кукольный инфантилизм и склонность к любовным приключениям. В целом спектакль производит неизгладимое впечатление и рождает в голове множество мыслей. Режиссеру удается достучаться до ума и сердца зрителя. Такие постановки вызывают огромное уважение, так как происходит не просто искусство ради искусства, а искусство во имя высокой цели.
Анна Некрасова |
Рекомендуем |