Партнеры Живи добром

«Красная Шапочка» по-французски


Множество театральных постановок этой осени, проходивших в рамках фестивалей "Solo", "Территория", удивляли зрителей интеграцией всех видов искусств. Так и международный фестиваль NET не прошёл мимо этого тренда и представил московской публике детский спектакль "Красная Шапочка" современного французского композитора Жоржа Апергиса, открыв тем самым путь в Россию возродившемуся в наши дни древнему жанру синкретического инструментального театра.

Возрождение давно забытого жанра при новых возможностях стало основной идеей творчества Жоржа Апергиса. Особенность инструментального театра – визуализация исполнительского процесса. По сути, это возвращение к истокам античного театра, когда слово, музыка и танец ещё находились в синкретическом единстве и были направлены на воплощение общего смысла. Именно это и происходило 18 ноября на сцене Центра имени Мейерхольда: скрипачка, саксофонист, два кларнетиста и две пианистки превратились в многофункциональных актёров, воссоздавших сюжет всем давно известной детской сказки Шарля Перро жестами, словами, движениями и звуками.


«Красная Шапочка» по-французски


Перед началом спектакля режиссер постановки Алексей Смирнов пояснил многочисленным зрителям, в том числе и детям, что в этой истории нет конкретного персонажа, которого будет играть конкретный актёр. Есть только образы Красной Шапочки, Бабушки и Волка, в создании которых участвуют все исполнители и все инструменты. Эти образы перекидываются от артиста к артисту, от инструмента к инструменту, создавая ощущение захватывающей игры.

В спектакле Апергиса шесть частей: "Однажды", "Маленькая деревенская девочка", "Идя через лес", "Дерни за верёвочку", "В постели у бабушки", "Почему у тебя такие большие уши?". Они связывают все происходящее на сцене и помогают не потеряться в обилии музыкальных звуков.

Итак, на освещённую часть сцены из темноты выходят шесть человек и начинают перебрасываться фрагментами сказки: "Жила-была маленькая девочка. Мама любила её до беспамятства, а бабушка ещё больше. Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. Шапочка была девочке очень к лицу. И за то, что с того дня она никакую другую носить не хотела, люди прозвали ее Красная Шапочка…" - эту реплику, всё увеличивая громкость речи, буквально в секунду произносят Мона Хаба и Наталья Черкасова - две пианистки, одетые в строгие серые костюмы. Их голоса подхватывает синкопированная музыка – и резко обрывается, вызвав сразу ощущение, будто надвигается что-то зловещее, какая-то суровая тайна. И как противопоставление этому, тут же на сцену выходит скрипачка Екатерина Фомицкая в красном берете. Робко, немного фальшиво она наигрывает светлую мелодию из "Вариаций на тему французской народной песни" Вольфганга Амадея Моцарта. Зритель уже понял: перед ним Красная Шапочка, маленькая добрая девочка, с которой должно что-то случиться…


«Красная Шапочка» по-французски


Благодаря специфическому музыкальному языку в сочетании с репликами, доносящимися с разных концов сцены, детская сказка начинает приобретать очертания настоящего триллера. Вот сцена, когда Красная Шапочка встречает Волка. Зал слышит его тяжелое, голодное дыхание (оно воспроизводится с помощью громкоговорителя одним из музыкантов). Освещённая часть сцены, будто место преступления, обведена оградительной лентой. Здесь закипает действие. Музыкант на тубе (Владимир Устьянцев) читает реп, кларнетисты (Никита Агафонов, Евгений Бархатов), играя, пританцовывают и даже вращаются. Все это продолжается, пока девочка не войдёт в дом к Бабушке. Но вот она заходит туда – и части оградительной ленты в момент обрываются, как две невинные жизни. Да-да, всё как в оригинале у Шарля Перро - без доброго конца, но с поучительными наставлениями напоследок.


«Красная Шапочка» по-французски


Декорации к спектаклю минималистичны, как и цветовое решение костюмов. Используются всего два цвета: серый и красный. Они действуют как подсказки. Мужчины - в серых водолазках и плащах, главный опознавательный знак - серый берет с ушками. На ком берет, тот и Волк. Та же роль у красного берета…. Сдержанная цветовая концепция придает героям французскую утончённость и во многом облегчает восприятие. Но самое главное - цвет не отвлекает от происходящего на сцене. Музыканты "Студии новой музыки" превзошли все ожидания и справились с поставленной перед ними многозадачностью очень достойно. Нужно заметить, что столь сложный музыкальный текст они исполняли почти наизусть и это было настолько свободно и непринуждённо, что казалось, будто он им знаком уже очень много лет (хотя работали над ним всего шесть месяцев). Местами музыка уходила на второй план и оставались только актёры, за жестами, выразительной мимикой, точно выверенными движениями которых было очень любопытно наблюдать. Внимание зрителей они не отпускали до самого конца.

Спектакль "Красная Шапочка" можно назвать универсальным. Он интересен как для детей, которые, судя по восторженным крикам из зала, готовы были сыграть в игру "Угадай кто?", так и для взрослых. Возможно, именно жанр синтетического инструментального театра сделает мир современной музыки доступным для многих.


Марина Чурсинова



 

Рекомендуем

Величие Халка Хогана
Интересные факты из жизни Андрея Панина
Уильям Уордсуорт. Представители «озерной школы» и зарождение английского романтизма
Классика в моде: от античности до наших дней
Кино. Премьера. «СуперБобровы»
Уильям Хёрст: “Публика жаждет развлечений гораздо больше, нежели просто новостей”
Зачем читать Ильфа и Петрова
Российское кино на Comic Con Russia 2016
Зарождение оперы в Италии
Романовы. Семейный архив