Любить Марата. Спектакль «Мой Марат» в театре «Событие»Крепкий и качественный драматургический материал, которому заведомо уготована большая жизнь, как правило пластичен. Новые поколения постановщиков всегда могут рассмотреть его с высоты иного времени, увидеть глазами своих современников. Пьеса Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» не покидает сценические подмостки с 1965 года. В 1967 году она была названа лондонскими критиками «Пьесой года» и уверенно зашагала по мировым сценам. Молодой режиссер Кирилл Заборихин пару лет назад поставил в театре «Событие» свою версию спектакля под названием «Мой Марат», решив ее в минималистичном стиле и редком жанре «диалогов по пьесе». В конце января, когда страна отмечала 75-летие снятия ленинградской блокады, камерная и душевная постановка о зарождении первой любви в осажденном городе оказалась, как никогда, кстати и прозвучала особенно актуально.
Трогательная история любви, которую герои пронесли через годы, лишь на первый взгляд чувственна и воздушна. В ее основание заложена нешуточная борьба характеров, каждый из которых выписан автором тщательно, узнаваемо и прозрачно. Вчерашних подростков Лику (Алиса Ефремова-Лисичкина), Марата (Василий Молодцов) и Леонидика (Александр Мишунин) судьба сводит в блокадном Ленинграде. Их жизни сплетаются тугой узел удивительных взаимоотношений, в которых сами герои изначально расставили неверные акценты и теперь расплачиваются за ошибки юности долгие годы. Все трое нужны друг другу, их нельзя назвать несчастливыми, но до настоящего счастья не хватает одного шага. На решающий поступок оказывается способен совсем не тот, от кого можно было его ожидать. Крохотная сцена зажата в кольцо зрительской «блокады»: публика со всех сторон окружает место действия и актерам приходится нелегко. В максимальном приближении к зрителям сыграть можно только без грамма фальши. От декораций тоже пришлось отказаться почти совсем. В сценографии все продумано до мелочей внешнего оформления и определяющего значения каждого предмета. На школьной доске можно мелом нарисовать окошко или написать что-то очень важное для героев. Однако эта доска напоминает и о недавнем детстве персонажей, неоконченной школе, а также ученичестве чувств, первом с ними соприкосновении.
Вместе с героями растут и их костюмы. В первом акте автор, словно нарочно, не уделяет им внимания и даже приближает их к современности, делая спектакль вневременным. В дальнейшем костюмы уже активно работают на создание атмосферы и уточнение временного периода действия, во многом объясняющего поступки героев.
Основной упор делается на диалоги, раскрывающие жанр постановки. Алексей Арбузов заставляет персонажей пьесы говорить очень много, режиссер и вовсе ставит эти разговоры во главу угла, отсекая все лишнее и разбавляя недостающие эмоции и действия героев яростными танцами под музыку наиболее близкую ныне живущим поколениям среднего и очень юного возраста. Песни группы «Агата Кристи» удивительно точно легли на смысловую и эмоциональную стилистику спектакля. Тоненьким, но крепким стерженьком пьесы является девочка Лика, отдавшая себя всю долгу и заботе о таком мятущемся и неустойчивом к жизни Леонидике. Характер Лики наиболее склонен к развитию, именно вокруг нее замыкается «меловой круг» отношений двух мужчин. Каждый из двоих дорог ей по-своему, но, оттого, что на протяжении всего длинного действия пьесы именно Лика вынуждена неоднократно делать выбор, ее героиня выглядит наиболее правдиво. Характеры Марата и Леонидика выписаны несколько схематично, а потому менее выигрышно. В этой ситуации кроется определенный вызов для актеров, им просто необходимо попасть в одну ноту, чтобы оправдать шаги персонажей, заставить зрителей поверить в их внутренний рост, тем более, что внешняя «дуэль» двух мужчин за сердце Лики не останавливается ни на минуту.
Троице молодых исполнителей в спектакле Кирилла Заборихина это удается вполне. Они словно не замечают видимый минимализм, уходя в глубинные причины поступков героев. Получается захватывающий драматичный рассказ о вариабельности и многоликости любви. Перед любовью отступает война. Это одна из редких пьес, где война и блокада играют определенную, завязывающую действие роль, не выходя на первый план. История высоких чувств всегда завораживает и позволяет примерять любую самую необычную ситуацию на свою жизнь. Бессмертная драматургия Арбузова одинаково впечатляюще выдерживает большую академическую сцену и экспериментальную постановку на мини-пространстве, за которым открывается обширное поле поиска иных форм и подачи новых смыслов. Дарья Евдочук
Фото: Людмила Сафонова
|
Рекомендуем |