Партнеры Живи добром

Непокорности имя - Татьяна Окуневская


Сложно представить себе более вольного, независимого, сильного и обаятельного  человека, чем актрису Татьяну Кирилловну Окуневскую. Почти всё, что происходило с ней в её насыщенной болью, несправедливостью и влюблённостями жизни, было испытаниями, круто переворачивающими судьбу одной талантливой и стойкой женщины с духом мятежа. 

В прошлом году было 100 лет со дня рождения известной советской актрисы. 


К сожалению, умерла Татьяна Кирилловна немногим раньше. 15 мая 2002 года в возрасте 88 лет по причине неугомонного стремления во что бы то ни стало всегда оставаться красивой, сильной, при своём мнении: во время пластической операции в кровь попала инфекция. Легенда сталинской эпохи является очень противоречивой личностью тех лет, которую ненавидели и которой восхищались. Поэтому, именно о ней и хотелось бы рассказать.


Татьяна Окуневская


Татьяна Окуневская родилась 3 марта 1914 года в Подмосковье, в семье царского офицера Кирилла Петровича Окуневского. В студенчестве он был исключён из университета за бунт, а после революции юноша не захотел бежать за границу, чтобы найти там убежище. И, несмотря на абсолютную нейтральность по отношению  к новой власти, Кирилл Петрович дважды отсидел в тюрьме, после чего его лишили всяких гражданских прав. Мама Татьяны, Евгения Александровна – домохозяйка. Она очень хорошо играла на рояле, вышивала, пела старинные романсы. Возможно, оттого и соединились в Татьяне Кирилловне эти черты творческого, мятежного человека – от мамы и от папы.


В 1921 году Татьяну отдали в школу, но в третьем классе ее выгнали. Выяснилось, что отец в гражданскую войну был на стороне белогвардейцев. По окончании школы Татьяна пыталась поступить в архитектурный институт, но не приняли. Девушка самовольно посещала лекции свободным слушателем в надежде на то, что её старательность и упорство будут замечены, и ей позволят обучаться вместе со всеми. Чудо действительно произошло, но не в той области, о самореализации в которой мечтала девушка. Татьяне было 17 лет, когда на улице к ней подошел ассистент режиссера. Он заявил, что «ослеплен ее красотой и что она — как раз тот типаж, который им нужен на роль главной героини». Так Татьяна попала в кино.


Первые кинопробы прошли плохо: выяснилось, что оператор видел в главной роли свою жену. Зато в молодую и красивую Татьяну влюбился Гога - ассистент режиссер. Он предложил ей поехать вместе с ним и съемочной группой в Тбилиси. Татьяна дала согласие и отправилась с ассистентом в путешествие, но никакой съемочной группы там не оказалось. Оказалось, что Гога имел на нее виды в качестве супруги. Татьяна испугалась. Но там же она познакомилась с Дмитрием Варламовым, который ей очень понравился. 


Родственники и близкие люди долго убеждали Татьяну, что не стоит ей  связывать с ним свою судьбу. Но молодая девушка никого не послушала и вышла замуж.


Окуневская снова была приглашена на пробы, только на этот раз её, наконец, утвердили. Снимался фильм об Америке, и Татьяна успешно сыграла слепую девушку, продающую фиалки. Эта роль раскрыла талант и потенциал молодой обаятельной актрисы, которая очаровала всех. Но произошло событие, которое изменило жизнь и карьеру Татьяны: она узнала, что беременна. Актрисе не было и 19 лет. Ее положение скоро должно было стать заметным, это помешало бы дальнейшим съемкам, и Окуневская решилась на аборт. Она уехала в город, чтобы найти подпольного врача. Но в итоге девушка так и не решилась на убийство своего ребенка. Татьяна вернулась домой, а в запланированных фильмах ей уже нашли замену. C тех пор в жизни Окуневской наступила затяжная черная полоса. Например, с мужем совсем всё не ладилось: некогда веселый, добрый и внимательный Дмитрий превратился в тирана и агрессора, изводил Татьяну ревностью и даже был способен поднять на неё руку. Тем не менее, в  1933 году у них родилась дочь Инга.


Отец и бабушка Татьяны практически содержали их семью. Варламова назначили деканом режиссерского факультета ВГИКа, он начал получать хорошую зарплату, но часто все оставлял в увеселительных заведениях. А голодающей Татьяне с ребенком на руках приходилось идти питаться к своим родителям. В конце концов, к ним она и ушла от горе-супруга. И всё было бы по крайней мере терпимо, если не так угнетающее Окуневскую отсутствие работы. После неудачных съемок в Донбассе в кино её больше не приглашали. 


В 1937 году в третий раз арестовали ее отца, а вслед за ним и бабушку. Для Татьяны это было сильным шоком и ужасным потрясением. От отчаяния она снова сошлась с Дмитрием в надежде на то, что он, наконец, станет для неё стеной, тылом, её семьёй. Но его поведение совсем не изменилось. В итоге Татьяна опять ушла от него, теперь уже окончательно. В этот же период её увольняют из театра как «дочь врага народа». 


Татьяна Окуневская


Впрочем, уже позже Татьяна не бедствовала. Ее новый  муж, советский сценарист Борис Горбатов, получил Сталинскую премию за книгу «Непокоренные», что сразу подняло их семью в светском обществе. Они получили пятикомнатную квартиру, «Мерседес», сделанный по спецзаказу. Татьяна блистала на светских мероприятиях в роскошных туалетах, сшитых специально для неё. Но в то же время она ужасно презирала мужа за бесхарактерность и услужливость перед властью. Сама же она по-прежнему не боялась ничего, открыто гордилась родными, объявленными «врагами народа». Чего стоил в те времена один только ее тост: «За тех, кто в Сибири!». 


Но однажды Татьяна была приглашена на обед в Югославское посольство. Посол пригласил ее посетить страну вместе с фильмом «Ночь над Белградом». Потом был вызов в ЦК партии к высшей власти по искусству. Именно там в 1946 году в Югославии она познакомилась с самим маршалом Иосифом Броз Тито, который, как оказалось, был заочно влюблен в нее. Тогда Татьяне это было очень приятно, особенно если учесть её положение и сложившуюся жизненную ситуацию. Домой возвращаться было тяжело. «Лучше было и не ездить в Европу, – вздыхала Татьяна, – чтобы не видеть, как могут жить люди». В России было плохо – бедно, голодно, холодно. И страшно. После легкой и веселой Европы особенно страшно...» 


Не менее влиятельным ухажером актрисы был и тогдашний министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов. Но ему добиться расположения Татьяны вообще не удалось: когда в гостинице «Москва» он полез к ней целоваться, импульсивная актриса дала ему пощечину. К сожалению,  тогда она не знала, кем в реальности был этот человек и чем ей этот жест обернётся.


После того как Сталин рассорился с Тито, руководство страны уже не считало приемлемым закрывать глаза на отношения актрисы с югославским послом. 

13 декабря 1948 года ее арестовали по приказу Абакумова. Окуневской было предъявлено обвинение по статье 58, пункт 3, часть 2: «Измена Родине в мирное время». Начался настоящий кошмар:  допросы, обвинения, избиения, издевательства. Актрису мучили на постоянных допросах. Татьяна все отрицала, не желала себя оговаривать и не подписывала никаких бумаг, несмотря на угрозы и оскорбления. 


После 13 месяцев содержания в одиночной камере, где ее подвергали не только изнурительным допросам, но и телесным мучениям, Татьяну Окуневскую вновь привели в кабинет Абакумова. Когда он опять попытался обнять Окуневскую, та, как и во время их первой встречи, влепила ему пощечину. Этим она сама подписала себе приговор  и получила срок – 10 лет. 


В лагере ее снова настигла любовь – «единственная большая и настоящая». Его звали Алексей, он играл на аккордеоне. Мужчина тайком передавал ей свои стихи. Видеться мужчинам и женщинам подолгу и напрямую запрещалось, так что, приходилось довольствоваться лишь мимолётными моментами встреч, романтичными посланиями и единственным поцелуем. Из десяти лет она отсидела шесть. Алексей освободился позже, но вскоре умер от туберкулеза. 


Она вернулась домой совершенно больной и изнеможённой. Чтобы восстановить здоровье, врачи настояли на отъезде из города, на свежий воздух. Татьяна послушалась. Актриса уехала в деревню и там стала усиленно восстанавливать силы после своего самого тяжёлого жизненного испытания. С тех пор и до конца своих дней она придерживалась вегетарианской диеты и занималась йогой: именно это помогло ей снова стать сильной и счастливой. 


Татьяна Окуневская


По возвращении Окуневской из лагеря ее первый муж, Дмитрий Варламов, сделал попытку вновь воссоединиться с ней. «Заикаясь, волнуясь, предлагает мне руку и сердце, говорит, что теперь он другой, изменился, образумился, смотрю на него, и мне за него неудобно, жалко его, он, конечно, не светоч мысли, но неужели он не понимает всю нелепость своего предложения, и все-таки его чувство трогает, и тут же всплывают его поступки…»


Больше Окуневская замуж ни за кого не выходила. «Я совсем не боюсь одиночества, – говорила она. – Я им наслаждаюсь. Если бы мне после лагеря предложили – или замуж, или снова в лагерь, я бы, не раздумывая, пошла в лагерь».


Татьяна Окуневская была и остается легендой. Она шокировала современников вольностью и независимостью суждений. Отсидев в сталинских лагерях шесть лет, Татьяна Кирилловна не потеряла человеческий облик, как многие, и сохранила твердый характер. Иной раз с ней было непросто общаться даже самым близким людям. Как она выжила? Как многие другие. Хватило сил и духа жить, выступать, давать концерты. Она осталась личностью и женщиной до мозга костей. Изяществом, легкостью, кокетством, желанием нравиться. Не говоря уже о свободолюбии, вольности, непокорности, мятежности.



Алиса Юрьева



 

Рекомендуем

Ограбление по-шведски («Однажды в Стокгольме» реж. Роберт Будро)
По другую сторону камеры: актёры, ставшие режиссёрами
Очарование Средневековья. Гид по центру Таллина
Звезда «Полицейской академии» Стив Гуттенберг
Поездка в Китай: советы и рекомендации
Андрей Мягков. Любимец Рязанова
Эту революцию зовут «Шанель»
ММКФ 2020: память, гендер и ПТСР
Кино. Премьера. «По небу босиком» или Ребрендинг по-кавказски
Скандалы модного дома Calvin Klein