Праздник мира Евгения Вахтангова
«Подумайте, ведь это наш театр, наш маленький и уютный, где так отдохнешь в работе, куда отдашь всю свою любовь, куда принесешь радости свои и слезы. Милые лица, добрые глаза, трепетные чувства, все друг другу друзья», - так нежно описывал молодой актер и режиссер Евгений Вахтангов свои чувства, когда у него появилось собственное помещение, где наконец можно было творить! Через некоторое время о тридцатилетнем гении заговорили все – поставленная им сцена пляски нищих на свадьбе вошла в мировые хрестоматии режиссерского искусства. Но до громкой славы доброму мечтателю пришлось пройти долгий и трудный путь: от осуждения в семье до предательства учеников.
Все началось в далеком 1883 году, когда в семье Багратиона Вахтангова, армяно-григорианского вероисповедания, и Ольги Васильевны, православной, родился сын – Женя. Семья была зажиточной, отец владел табачной фабрикой и хотел, чтобы мальчик пошел по его стопам и стал купцом. Но Женю интересовали только две вещи – любовь и свобода. В те годы юный Вахтангов состоял в кружке «Арзамас», где молодые люди знакомились с Ницше, читали Толстого и «Буревестник». Дух свободомыслия раздражал отца: «Одумайся! Представь, что будет с твоими сестрами и матерью после моей смерти. Ты один, и не хочешь помочь мне, ты даже для рабочих ничего не хочешь сделать, а кричишь: восьмичасовой рабочий день, больницы, школы! Знаем, что за спиной папаши умеете вы кричать: эксплуатация! Ты-то на что живешь?».
С каждым годом Багратион Сергеевич давил на сына все сильнее. Не выдержав отцовского деспотизма, Вахтангов уехал из Владикавказа в Москву и поступил в университет. За ним последовала очаровательная актриса Надежда Байцурова, с которой впоследствии Евгений Вахтангов создал счастливую семью. «Я всегда люблю, всегда любил тебя, преклоняюсь за весну мою, за мальчика нашего. Я хочу быть сильным, чтобы было хорошо вам», - так ласково и трепетно он описывал свои чувства к родным.
Еще во Владикавказе Вахтангов поставил пьесу «Праздник мира», раздав билеты рабочим с фабрики отца. Увлечение театром получило новый виток в столице. Два года будущий режиссер посещал драматические курсы МХАТ, где познакомился с будущим другом и учителем - Леопольдом Сулержицким. Далее, в 1911 году, после разговора с Владимиром Немировичем-Данченко, Вахтангова зачислили в художественный театр, откуда началось увлечение идеями великого Константина Станиславского.
История знаменитого театра на Арбате началась с того самого дня, когда пылкий и увлеченный драматургией Вахтангов предложил Сулержицкому создать студию, в которой молодые актеры будут заниматься в свободное от МХАТ время. Что ставить? Конечно, «Праздник мира» - детище молодого режиссера. Но Станиславский не только не принял спектакль, но и сказал Вахтангову, что тот не чувствует формы и никогда не станет постановщиком.
Невзирая на первый провал, молодые студенты под руководством обаятельного и интеллигентного руководителя продолжали совершенствовать актерское мастерство. Уже через несколько лет талант Вахтангова признали многие. «Первая студия, вторая студия, моя студия, еврейская студия «Габима», студия Гунст, народный театр, пролеткульт, художественный театр, урок, спектакль ноябрьских торжеств - вот десять учреждений, где меня рвут на части», - говорил великий режиссер. Тогда-то и случилось мощное потрясение - из студии Вахтангова ушли пять самых ярких и любимых актеров. Он сильно переживал, и кто знает, может, именно это предательство стало причиной серьезной болезни.
Несмотря на сложности и слабое здоровье Евгений Багратионович продолжал ставить спектакли, заручившись доверием и поддержкой Станиславского. В 1920 году МХАТ берет под крыло третью студию Вахтангова, а 13 ноября 1921 года состоялась премьера спектакля «Чудо святого Антония», получившему небывалые аншлаги.
Похудевший, с желтым лицом Вахтангов продолжал репетировать и играть. Совсем скоро должна была состояться премьера спектакля «Принцесса Турандот», и болезнь была совсем не кстати. «Мишечка, как мне хочется жить. Вот камень, растения, я чувствую их по-новому, по-особенному. Я хочу их видеть, чувствовать, хочу жить среди них», - говорил он своему другу, актеру Михаилу Чехову.
Спектакль о жестокой красавице Турандот зрители приняли «на ура». После первого акта Константин Станиславский приехал вместе со студийцами в дом Вахтангова. Тот лежал на высоких подушках и слушал отзыв главного зрителя: «Принимаю. Талантливо, разнообразно и жизнерадостно. Успех блистательный. Вы сегодня нас покорили, победили». Станиславский не знал, что видится с режиссером в последний раз. Евгений Вахтангов умер 29 мая 1922 года, ему было всего 39 лет. Казалось, впереди вся жизнь. Так много нужно было сделать, поставить не один спектакль, обучить актерскому мастерству десятки юных дарований, нежно и осторожно подойти к душе каждого, беречь ее, исключая все грубое и резкое. Еще так много нужно было отдать того, что горит внутри.
Ольга Голубева
|
Рекомендуем |