Партнеры Живи добром

Вечная классика с легким оттенком современности: спектакль «Отцы и дети» в Театре Олега Табакова


С произведением И.С. Тургенева «Отцы и дети» знаком каждый. Ведь это знаковое произведение своего времени тщательнейшим образом изучают в школе. Да и в жизни мы нередко сталкиваемся с поднятой Тургеневым проблемой «отцов и детей».

Постановка романа «Отцы и дети» на театральных подмостках – весьма непростая задача для современного режиссера, ведь в большинстве своем зритель хорошо знаком с произведением, а значит, его ожидания относительно предстоящего показа довольно высоки. 


Спектакль «Отцы и дети» в Театре Олега Табакова 


По-своему к трактовке романа подошел режиссер К.Богомолов. В его постановке мы видим и бережное отношение к сюжету произведения, и авторские вставки современного толка.

Константин Богомолов – один из самых известных режиссеров театра и кино. На его счету спектакли в лучших театрах столицы (Московский театр студия п/р Табакова, РАМТ, Ленком, МХАТ и другие). Отношение к этому режиссеру в обществе достаточно противоречивое: одни считают его гением, другие - провокатором. В любом случае, его работы – это всегда яркие и неординарные события в культурной жизни нашей страны. Одним из таких событий можно назвать постановку «Отцы и дети» на сцене Московского театра-студии п/р Табакова.

Премьера спектакля состоялась 30 марта 2008 года, и вот уже более десяти лет зритель имеет возможность посетить это замечательное представление в условиях камерной сцены на Чистых прудах. Эта камерность способствует единению актеров и зрителя и особому восприятию происходящего на сцене действа.


Спектакль «Отцы и дети» в Театре Олега Табакова


В отличие от некоторых других работ Богомолова, в данной постановке нет ничего провокационного. Сюжет не претерпел серьезных изменений и отражает основные мысли, заложенные в него великим писателем.

Однако, несомненно, присутствуют и режиссерские вставки: в реальности XIX века звучат отголоски XX и даже XXI века. В спектакле мы слышим голос советского телеведущего: «говорит Москва...», герой Павла Петровича (Андрей Смоляков) смотрит фильм с Аль Пачино на большом экране, а героиня Фенечки (Яна Сексте) на коньках в конце спектакля в манере Алисы Фрейндлих из «Служебного романа» в ответ на слова одного из героев произносит известную фразу: «Прекрасный тост!». Данный режиссерский прием позволяет приблизить произведение к реалиям современности, чтобы показать публике, что в сущности ничего не меняется. Нигилизм и сейчас присутствует в современном обществе. Только он приспособился и стал еще более жестким и лишенным романтизма.


Спектакль «Отцы и дети» в Театре Олега Табакова 

Режиссер не забывает и о разрядке атмосферы с помощью юмористических моментов, которых в спектакле предостаточно. Особенно забавным представляется эпизод, где герой Аркадия Кирсанова (Андрей Фомин) знакомится с Катей Одинцовой (Наталья Костенёва). Анна Сергеевна Одинцова (Олеся Ленская) просит Катю спеть Аркадию. Катя с нелепой прической начинает басить какую-то деревенскую песню в манере частушки, чем вызывает недоумение Аркадия и невероятный восторг зрителей. Ей вторит ее тетушка (Аркадий Киселев), чей внешний вид (размалеванное лицо и красные следы от банок на спине) смешит зрителя до слез.

Потрясающе в спектакле представлена работа сценографа Ларисы Ломакиной. Действие спектакля преимущественно происходит в трех локациях (Кирсановых, Одинцовой и Базаровых). Каждое пространство неповторимо и передает черты его обитателей. Дом Кирсановых, как ему и полагается, аристократичен и хорошо обставлен. Владения Одинцовой отражают ее скуку и богемные настроения. Чего только стоит алое помещение, где его владелице слуги приносят кальян и делают массаж ног. Дом же Базаровых – это скромная обстановка, вероятно, типичная для жизни земского врача того времени.
  

Спектакль «Отцы и дети» в Театре Олега Табакова
  
 
Все актеры спектакля невероятно органичны в своей игре. Хотелось бы обратить внимание на некоторых из них. Герой Базарова (Евгений Миллер) именно таким и представляется в произведении Тургенева. Своей игрой актер придает еще большую остроту и современность своему образу. Анна Сергеевна Одинцова (Олеся Ленская) в постановке Богомолова кажется более богемной, яркой и раскованной, нежели чем в оригинале. Фенечка (Яна Сексте) предстает в более комичном образе с легкой примесью деревенской неотесанности. Она то нежна и трепетна к своему ребенку, то размахивает им залихватски, словно тряпичной куклой.

Павел Петрович (Андрей Смоляков), как и должно, предстает в виде отборного аристократа. В его образе, помимо изысканных костюмов, присутствует маленькая деталь в виде серьги в ухе. Его появление на сцене, так же как и его уход, невероятно харизматично и эффектно. В конце спектакля герой, с полуулыбкой на лице, обращенной в зал покидает сцену. 


Спектакль «Отцы и дети» в Театре Олега Табакова 


В целом спектакль притягивает глубокой проработкой сценического пространства, талантливой игрой актеров и интересными режиссерскими решениями. После просмотра остаются яркие впечатления и желание вновь перечитать и переосмыслить произведение великого писателя.

Анна Некрасова


 

Рекомендуем

Марина Влади. Сюжет для большого романа
Журнал «Time». Признанный авторитет
Концертное исполнение оперы Доницетти "Дочь полка", посвященное Елене Образцовой
WUNDERKIND. Вольфганг Йооп
Любовь, политика и юмор. "Три мушкетера" на сцене РАМТа
Любовь Полищук – актриса с несоветским лицом
Детективные сериалы, которые покорили мир
Педагогика — это искусство, наука и умение. Джереми Хармер о секретах преподавания английского и музыкальности Шекспира
Долгий путь домой ("Дюнкерк" реж. Кристофер Нолан)
Армения: четыре дня на все четыре стороны