Советская мода: как это было?
Двадцатые, тридцатые, сороковые, пятидесятые. Что носили четыре поколения советских женщин.
В начале двадцатых новорождённая страна ходила в обносках. Перешивали старые вещи (благо, если было из чего перешивать), обменивали на рынках обувь и тёплую одежду на еду. Шитьё на дому на долгие годы станет вынужденной традицией советских жителей и особенно жительниц. В начале двадцатых из-за дефицита качественных тканей в ход шло всё — шили из простыней, занавесок и даже чехлов для матрацов. Новый, советский, человек двадцатых носит косоворотку или гимнастёрку, брезентовые брюки, кепку и сапоги. Женщины одеваются в тёмные юбки и блузы простого кроя, по-новому повязывают косынки и платки — узел на затылке, а не под подбородком. Кроме симолических косынок (у идеологически верных, конечно, красные), популярны береты. Зимой надевают ватные пальто и валенки. Элита советского общества — красные командиры — носят кожанные авиационных куртки времён Первой мировой войны. Люди НЭПа, городские жители, служащие, работники торговли, богема, предпочитают коверкотовые пальто, шляпы. Женщины носят платья с заниженной талией, нитки жемчуга на шее, меховые горжетки. Непременно шляпки или тюрбаны. Впрочем, есть и то, что роднит и «советских», и «буржуазных». Дамы предпочитают свободный крой платьев, их длина постепенно становится выше колена, отказываются от корсетов — неудобно, коротко стригут волосы. Мужчины стремятся одеваться более комфортно, в моде спорт и военизированные предметы одежды — многие совсем недавно вернулись с фронтов Первой мировой или Гражданской, поэтому донашивают военную форму. Иконы стиля: светская львица Лиля Брик, балерина-новатор Айседора Дункан, политические деятельницы Лариса Рейснер и Александра Коллонтай.
В двадцатых сложились основные общественные условия формирования советской моды, которые мало менялись на протяжении семидесяти лет. Противостояние «советского» и «буржуазного» стиля и бесчисленные дискуссии и публичные порицания пижонов, стиляг и прочих западных идолопоклонников. Бедность и дефицит, а также низкое качество отечественного платья, которые вынуждали перешивать, перелицовывать одни и те же вещи и учиться доставать предметы гардероба и даже ткани по блату. Советский DIY: многочисленные частные портнихи и швейные машины в каждом доме, чтобы самостоятельно сшить, связать, придумать и надеть наконец-то приличную вещь. Противостояние гардероба «простого советского человека» и номенклатуры.
В тридцатые СССР налаживает производство тканей и одежды. Знаковый материал того времени — крепдешин (гладкая, плотная, немнущаяся ткань на основе шёлка), и дешёвые ситец. Рынки сменяются комиссионными магазинами — ещё одной приметой советского времени, продолжают существовать ателье индивидуального пошива одежды — там дороже, но качественнее. Типичная девушка тридцатых носит скроенное по косой платье с отложным воротничком, руковом-фонариком. В моде остаются горжетки и мех. Часто платье в цветочек надевают с жакетом. Волосы укладывают волнами, как кинодивы 30-х — Любовь Орлова и Татьяна Окуневская. Мужчины продолжают носить военную форму — френчи и голифе, сапоги. Популярны пальто с каракулевыми воротниками. Каждый стремится завести костюм на выход, из-за экономии и дефицита его носят бережно долгие годы. Так же бережно и мужчины, и женщины относятся к обуви. Проблемы с бельём — хорошего отечественного белья мало, шить на заказ дорого, но большая часть населения вынуждена носить бельё именно советского производства. Тридцатые — время, когда появился символ советской асексуальности — женские зимние панталоны с начёсом.
В начале сороковых на короткое время мода СССР почти не отстаёт от европейской. Модная столица СССР на тот момент — Рига. Популярны узкая талия, широкие плечи, юбки в складку. Бум одежды в горох, особенно юбок и платьев. По-прежнему в почёте береты и горжетки. Новая тенденция — обувь на платформе. Чулки по-прежнему в большом дефиците. Общедоступны — хлопчатобумажные грубой вязки. В качестве альтернативы чулкам часто носят белые носки с туфельками или босоножками. С началом войны женщины, заняв место мужчин на заводах и фабриках, вновь, как в двадцатые, надевают ватные картки, брюки и сапоги. Несмотря на очень тяжелые бытовые условия во всей стране, в 1944 году в Москве открывается легендарный Дом моделей на Кузнецком мосту. Помимо этого, открываются дома моделей ещё в четырёх городах — Киеве, Минске, Ленинграде и Риге. Советское государство готово соперничать с капиталистами деже в моде и доказывать, что одежда советского человека лучше, чем буржуазная. С 1945 года в целях пропаганды союзные дома моделей организуют открытые показы. После войны во многих домах появляется трофейная одежда, особенно ценится качественное европейское нижнее белье, которое по-прежнему сложно достать в СССР. Преобладает романтичный стиль — платья в цветочек из всевозможных тканей, длинные волосы, из которых можно самостоятельно сделать простую причёску. В первой половине сороковых мужчины носят широкие брюки и укороченные пиджаки, во второй половине в моду вновь приходят военизированные элементы одежды — френчи, сапоги, кепки, широкие подкладные плечи. Часто носят вязаные свитеры и жилеты. Иконы стиля — женщины из военных фильмов, например, актриса Валентина Серова, сыгравшая в картине «Жди меня».
В пятидесятые в советский союз наконец-то приходит мода на диоровский нью-лук — новый силует с тонкой талией и юбкой в виде бутона цветка — розы или ландыша. Икона стиля, конечно, Людмила Гурченко в «Карнавальной ночи». В 1957 году в Москве состоялся Конгресс моды, породивший такие дискуссии об одежде советского человека, какие последний раз в стране были разве что в 20-е годы. Женщины носят платья сложного кроя со складками, полупрозрачные и полосатые блузы, украшая их брошками. Платья всё также шьют из ситца и штапеля, на выход — из шёлка и крепдешина. Поверх платьев надевают трикотажные кофточки или кардиганы с ремешками. Появляются капроновые чулки — кажется, предмет вожделения всех советских женщин. Мечта — хорошие кожаные туфельки-лодочки, дополняющие ансамбль в стиле нью-лук. В причёсках — мода на химическую завивку и разнообразные виды волн. У мужчин широкие брюки с высокой талией к концу пятидесятых сменяются брюками-дудочками. Пиджаки укороченные и приталенные, обувь на рифлёной подошве. Спросом пользуются спортивные костюмы и плащи с поясом. В 1953 открывается одна из главных достопримечательностей в истории советской моды — ГУМ. Удачная покупка в ГУМе станет для советских граждан сродни выигрышу в лотерею.
Несмотря на дефицит, бедность и двойную систему распределения (всё лучшее - номенклатуре), к пятидесятым советские люди начали думать об одежде как о возможности выразить собственную индивидуальность.
Ксения Демакова
|
Рекомендуем |