Партнеры Живи добром

Советская мода: как это было?


Двадцатые, тридцатые, сороковые, пятидесятые. Что носили четыре поколения советских женщин.


В начале двадцатых новорождённая страна ходила в обносках. Перешивали старые вещи (благо, если было из чего перешивать), обменивали на рынках обувь и тёплую одежду на еду. Шитьё на дому на долгие годы станет вынужденной традицией советских жителей и особенно жительниц. В начале двадцатых из-за дефицита качественных тканей в ход шло всё — шили из простыней, занавесок и даже чехлов для матрацов.

Новый, советский, человек двадцатых носит косоворотку или гимнастёрку, брезентовые брюки, кепку и сапоги. Женщины одеваются в тёмные юбки и блузы простого кроя, по-новому повязывают косынки и платки — узел на затылке, а не под подбородком. Кроме симолических косынок (у идеологически верных, конечно, красные), популярны береты. Зимой надевают ватные пальто и валенки. Элита советского общества — красные командиры — носят кожанные авиационных куртки времён Первой мировой войны.

Люди НЭПа, городские жители, служащие, работники торговли, богема, предпочитают коверкотовые пальто, шляпы. Женщины носят платья с заниженной талией, нитки жемчуга на шее, меховые горжетки. Непременно шляпки или тюрбаны.

Впрочем, есть и то, что роднит и «советских», и «буржуазных». Дамы предпочитают свободный крой платьев, их длина постепенно становится выше колена, отказываются от корсетов — неудобно, коротко стригут волосы. Мужчины стремятся одеваться более комфортно, в моде спорт и военизированные предметы одежды — многие совсем недавно вернулись с фронтов Первой мировой или Гражданской, поэтому донашивают военную форму.

Иконы стиля: светская львица Лиля Брик, балерина-новатор Айседора Дункан, политические деятельницы Лариса Рейснер и Александра Коллонтай.


Советская мода: как это было?


В двадцатых сложились основные общественные условия формирования советской моды, которые мало менялись на протяжении семидесяти лет.

Противостояние «советского» и «буржуазного» стиля и бесчисленные дискуссии и публичные порицания пижонов, стиляг и прочих западных идолопоклонников.

Бедность и дефицит, а также низкое качество отечественного платья, которые вынуждали перешивать, перелицовывать одни и те же вещи и учиться доставать предметы гардероба и даже ткани по блату.

Советский DIY: многочисленные частные портнихи и швейные машины в каждом доме, чтобы самостоятельно сшить, связать, придумать и надеть наконец-то приличную вещь. Противостояние гардероба «простого советского человека» и номенклатуры.


В тридцатые СССР налаживает производство тканей и одежды. Знаковый материал того времени — крепдешин (гладкая, плотная, немнущаяся ткань на основе шёлка), и дешёвые ситец. Рынки сменяются комиссионными магазинами — ещё одной приметой советского времени, продолжают существовать ателье индивидуального пошива одежды — там дороже, но качественнее.

Типичная девушка тридцатых носит скроенное по косой платье с отложным воротничком, руковом-фонариком. В моде остаются горжетки и мех. Часто платье в цветочек надевают с жакетом. Волосы укладывают волнами, как кинодивы 30-х — Любовь Орлова и Татьяна Окуневская.

Мужчины продолжают носить военную форму — френчи и голифе, сапоги. Популярны пальто с каракулевыми воротниками. Каждый стремится завести костюм на выход, из-за экономии и дефицита его носят бережно долгие годы. Так же бережно и мужчины, и женщины относятся к обуви.

Проблемы с бельём — хорошего отечественного белья мало, шить на заказ дорого, но большая часть населения вынуждена носить бельё именно советского производства. Тридцатые — время, когда появился символ советской асексуальности — женские зимние панталоны с начёсом.


Советская мода: как это было?


В начале сороковых на короткое время мода СССР почти не отстаёт от европейской. Модная столица СССР на тот момент — Рига. Популярны узкая талия, широкие плечи, юбки в складку. Бум одежды в горох, особенно юбок и платьев. По-прежнему в почёте береты и горжетки. Новая тенденция — обувь на платформе. Чулки по-прежнему в большом дефиците. Общедоступны — хлопчатобумажные грубой вязки. В качестве альтернативы чулкам часто носят белые носки с туфельками или босоножками.

С началом войны женщины, заняв место мужчин на заводах и фабриках, вновь, как в двадцатые, надевают ватные картки, брюки и сапоги. Несмотря на очень тяжелые бытовые условия во всей стране, в 1944 году в Москве открывается легендарный Дом моделей на Кузнецком мосту. Помимо этого, открываются дома моделей ещё в четырёх городах — Киеве, Минске, Ленинграде и Риге. Советское государство готово соперничать с капиталистами деже в моде и доказывать, что одежда советского человека лучше, чем буржуазная. С 1945 года в целях пропаганды союзные дома моделей организуют открытые показы.

После войны во многих домах появляется трофейная одежда, особенно ценится качественное европейское нижнее белье, которое по-прежнему сложно достать в СССР. Преобладает романтичный стиль — платья в цветочек из всевозможных тканей, длинные волосы, из которых можно самостоятельно сделать простую причёску.

В первой половине сороковых мужчины носят широкие брюки и укороченные пиджаки, во второй половине в моду вновь приходят военизированные элементы одежды — френчи, сапоги, кепки, широкие подкладные плечи. Часто носят вязаные свитеры и жилеты.

Иконы стиля — женщины из военных фильмов, например, актриса Валентина Серова, сыгравшая в картине «Жди меня».


Советская мода: как это было?


В пятидесятые в советский союз наконец-то приходит мода на диоровский нью-лук — новый силует с тонкой талией и юбкой в виде бутона цветка — розы или ландыша. Икона стиля, конечно, Людмила Гурченко в «Карнавальной ночи».

В 1957 году в Москве состоялся Конгресс моды, породивший такие дискуссии об одежде советского человека, какие последний раз в стране были разве что в 20-е годы.

Женщины носят платья сложного кроя со складками, полупрозрачные и полосатые блузы, украшая их брошками. Платья всё также шьют из ситца и штапеля, на выход — из шёлка и крепдешина. Поверх платьев надевают трикотажные кофточки или кардиганы с ремешками. Появляются капроновые чулки — кажется, предмет вожделения всех советских женщин. Мечта — хорошие кожаные туфельки-лодочки, дополняющие ансамбль в стиле нью-лук.

В причёсках — мода на химическую завивку и разнообразные виды волн.

У мужчин широкие брюки с высокой талией к концу пятидесятых сменяются брюками-дудочками. Пиджаки укороченные и приталенные, обувь на рифлёной подошве. Спросом пользуются спортивные костюмы и плащи с поясом.

В 1953 открывается одна из главных достопримечательностей в истории советской моды — ГУМ. Удачная покупка в ГУМе станет для советских граждан сродни выигрышу в лотерею.


Несмотря на дефицит, бедность и двойную систему распределения (всё лучшее - номенклатуре), к пятидесятым советские люди начали думать об одежде как о возможности выразить собственную индивидуальность.


Советская мода: как это было?



Ксения Демакова




 

Рекомендуем

«От голубой розы к золотому гранату. Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века»
«Ночь музеев» в «Тульских древностях»
Егор Летов. От спонтанности к смыслу
Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition
"Людям тоже нужны крылья, только они об этом не догадываются..." А. Гауди
Цветочная болезнь ("Тюльпанная лихорадка" реж. Джастин Чадвик)
Фестиваль "Звёзды на Байкале". 2-й день
Наталья Селезнева – уникальное сочетание красоты и юмора
Она танцевала с душою и душою
Французам прощается всё ("Планетариум" реж. Ребекка Злотовски)