Брюллов: от пастельного к алому
Карл Брюллов — мастер удивительно разных полотен. У него можно увидеть и потрясающее своим размахом полотно «Последний день Помпеи» и нежную картину «Подготовка к экзаменам».
Удивительна и жизнь Брюллова: например, то, что он расписывал Казанский собор, в частности, является автором «Взятия Божьей матери на небо». Его семья тоже не была обыкновенной — предки Карла Брюллова были потомственными немецкими художниками и бедствовали до тех самых пор, пока в 1773 году прадед Карла Георг Брюлло не получил приглашения переехать работать в Петербург, на фарфоровый завод, лепщиком.
Брюллов был вполне своевременный для своего века художник, но нельзя не отметить определённую трагичность и меланхоличность его картин, отсылающих к романтизму. Между тем у него есть полотна в абсолютно разных цветовых гаммах: от лёгких и пастельных к алой тяжеловесности его автопортретов. Начинал Карл Брюллов свой путь, как многие другие, в Академии Художеств. Но он отличался от всех прочих, так как рос в семье художников и имел привычку рисовать. Это преимущество позволило ему быстро и в совершенстве овладеть техникой натуралистичного рисунка, на которую прочие его сокурсники могли тратить огромное количество времени. Интересно также происхождение слова «Академия». Оно восходит к древнегреческому герою Академу, который был похоронен в роще, где в IV веке до нашей эры занимался Платон. Первая академия в Европе открылась в 1562 году с подачи Микеланджело, а Петербургская академия была основана в 1757-м и считалась высшим учебным заведением.
В стенах Академии ученики должны были копировать полотна великих мастеров. Карлу Павловичу больше всего импонировал Веласкес, которого он пылко любил всю жизнь. В Академии же произошёл его первый серьёзный конфликт: разрыв с президентом Олениным. Когда Карл Брюллов отказался проходить стажировку под крылом президента, публично заявив об этом на обеде на Крестовском острове, он потерял возможность стажироваться за границей. Это событие предвосхитило известный «Бунт четырнадцати». Конечно, это не помешало художнику при жизни получить признание, и как следствие, быть награждённым колоссальным количеством медалей. После разрыва отношений с Академией он всё равно едет в Италию — правда, уже при поддержке «Общества поощрения художников». Там он делает совершенно удивительные для своего времени вещи, например, пишет жанровые сценки. Несмотря на то что общество ждало от него отчетов, это был один из самых плодотворных периодов жизни художника, и он часто писал жизнь простых людей, не имевших большого золотого кошелька, чтобы оплатить ему его работу. К этому периоду относятся такие полотна, как «Пифферари перед образом Мадонны» и «Итальянское утро». Обе эти картины сияют, в них удивительным образом передан свет, и люди, пусть даже не имеющие сана и денег, выразительны своей радостью.
В течение жизни Карл Брюллов был удивительно постоянен в своих любовных увлечениях. Невероятно долгое время он испытывал трепетные чувства к графине Юлии Самойловой, которая, в определённый момент решила разорвать с ним отношения и сделала это. Почти в конце карьеры его репутация была ужасно запятнана: он женился на Эмилии Тимм, которая ушла от него, утверждая о побоях и отвратительном обращении. Сам Брюллов отчаянно пытался обелить своё имя, но этого не случилось до самой смерти. Но, конечно, важнее всего не история его жизни, не награды, а то наследие, которое художник сумел оставить после себя. Удивительные воздушные мазки, потрясающая языковая и жестовая система его картин, — всё это складывается сейчас в его достояние, которое становится связующим мостом между нами и художником.
Александра Адамовская
|
Рекомендуем |