Партнеры Живи добром

Метаморфозы судьбы В. А. Тропинина


Первая половина XIX столетия – это рассвет русской художественной культуры, важной частью которого является художник и портретист Василий Андреевич Тропинин. Будущий мастер родился 19 марта 1776 года в семье крепостного крестьянина в селе Краповка, новгородском поместье графа А. С. Миниха. Вскоре его отец получил вольную, но семья И. А. Тропинина оставалась крепостной и была передана в качестве приданного дочери Натальи Миниха в собственность дворянина И. И. Моркова. Еще в отроческие годы В. А. Тропинин посещал Новгородскую школу. А в возрасте 22 лет Василий Андреевич был отдан на обучение кондитерскому делу, где был замечен его прирожденный талант к изобразительным искусствам. 


Благодаря долгим уговорам двоюродного брата А. И. Моркова молодого человека отдали в 1798 году вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В. А. Тропинин обучался под руководством известного мастера портрета С. С. Щукина, который оказал существенное влияние на творчество художника, заложил стилистические и технические основы в живопись портретиста. Будучи крепостным, художник жил в доме своего учителя, где часто натягивал и грунтовал холсты, подготавливал краски и растворы.


Тропинин "Автопортрет"


Так, В. А. Тропинин перенял и традиционную академическую структуру построения картин, и красновато-охристую палитру своего наставника, и технику тонких лессировок. Именно во время обучения в Академии происходит становление жанрового начала в искусстве Виктора Андреевича, ведь главным лейтмотивом всех заданий в мастерской С. С. Щукина была тема жизни народа. Изучая полотна Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Грезы, художник не только обогащал свою цветовую палитру, но и наполнял национально-бытовые сюжеты просветительским подтекстом. Одной из самых выдающихся картин этого периода стала картина «Мальчик, тоскующий об умершей свое птичке», которая была отмечена императрицей на академической выставке 1804 году. В. А. Тропинин был впервые признан и назван «русским Грезой» за сентиментально-просветительские тенденции в жанровой живописи.  Но уже в сентябре этого года его занятия в Академии художеств прерывались. 


Успех картины напугал барина И. И. Морокова, и он, боясь потерять своего крепостного, отправляет его вплоть до 1821 года в свое украинское поместье, в деревню Кукавку. На Украине мастер не только пишет многочисленные портреты с натуры, но также увлекается религиозной живописью, пейзажами, архитектурой, выполняя на ряду обязанности управляющего. Именно здесь В. А. Тропинин формируется как истинный национальный художник, продолжая изображать жизнь простого человека. Главным учителем живописца становиться природа: «Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных». Колорит, в подражание естеству, смягчается, на полотнах преобладают приглушённо-теплые тона. Художник прежде всего старается создать живые образы, передать чистоту и единство народного характера.


Достижение этой цели можно проследить на многих полотнах В. А. Тропинина: Это и «Украинская девушка с Подолья» (1800-е), «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е). 1812 году художник жениться и вскоре у него появляется сын Арсений, чей портрет особенно важен для понимания живописи мастера. Это проникновенный образ мальчика, жизнелюбие и непринужденность которого подчеркивается солнечным светом, пронизывающим золотые локоны Арсения и всю правую часть его фигуры. В этом портрете с бескрайней отчей любовью передана чистота детской души.  В 1821 году В. А. Тропинин переезжает вместе с барином в Москву. 


"Мальчик с жалейкой" Тропинин


Будучи уважаемым и признанным художник, Виктор Андреевич оставался крепостным, что сеяло негодование в кругах аристократии. Лишь в 1823 году мастер получает вольную и окончательно обосновывается в столице. Вскоре В. А. Тропинину присуждается звание «назначенного академика» за картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова». В это время живописец работает над типовыми портретами, куда также привнесены черты жанра. 


«Кружевница», «Пряха», «Гитарист», «Золотошвейка» – все это типизированные образы, не лишённые конкретных черт. Художник воплощает в этих работах то истинный образ русской труженицы, то романтический тип русского интеллигента.


Тропинин "Кружевница"


В Москве В. А. Тропинин пишет множество портретов на заказ, героями его работ становятся как дворяне, так и простые купцы. Художник подкупал своей искренностью и любовью к красоте, ведь он всегда изображал своих моделей в лучшем свете. Всего живописец создал более трёх тысяч портретов, к числу которых принадлежат портреты Николая Михайловича Карамзина, Пётра Петровича Булахов и Александра Сергеевича Пушкина. Живописец занимался и преподавательской деятельностью в публичных художественных классах Москвы с 1833 года, оказав тем самым большое влияние на московскую школу живописи. Свою жизнь художник окончил 3 мая 1857 году в Москве признанным художником. Его творческое наследие до сих пор особенно дорого сердцу русского человека за ту любовь к Родине, которая пронизывает все произведения Тропинина. 



Прихожая Анастасия 



 

Рекомендуем

Лидия Федосеева-Шукшина. Одна жизнь на двоих
Нострадамус – божественный дар или точный расчет?
Обзор литературных премий
Женщины Достоевского: реальность и образы
Лофт Проект Этажи
MBFW Russia осень-зима 17/18. Day 4
К 100-летию Мечислава Вайнберга
MBFW Russia осень-зима 17/18. Day 3
Proenza Schouler: «Больше всего мы жалеем о названии нашей марки»
Вкус Флоренции