Русские типы Боклевского
24 июня исполняется 100 лет со дня рождения Петра Боклевского – знаменитого русского иллюстратора 19 века. Работы этого художника известны каждому школьнику, ведь именно Боклевский воссоздал лучшую галерею гоголевских типов. К сожалению, имя самого автора сегодня знакомо не каждому, несмотря даже на то, что он был учеником Брюллова и одним из выдающихся художников-иллюстраторов. Свою известность Боклевский приобрёл в 1863 году после того, как в 1858 году нарисовал лучшую галерею гоголевских типов. Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души" была настольной книгой Боклевского, отрывки из которой иллюстратор любил читать в кругу друзей. Герои поэмы были для него более чем выдуманными персонажами, художник узнавал хорошо знакомые ему нравы Русской провинции в образах гоголевских помещиков. К портретам "мертвых душ" Боклевский приступил в середине августа 50-х годов. Главной его задачей было не воспроизведение деталей обстановки, а передача интеллектуального и морального оскудения, омертвения галереи помещиков. Именно поэтому художник ограничивался лишь портретами героев, уделяя большое значение их лицам.
Вот перед нами изображение Чичикова: высоко приподнятые брови, прищуренные глаза придают лицу хитрое, лукавое выражение. Несмотря на внешнюю мягкость, в образе Павла Ивановича можно разглядеть и твердость характера. С одной стороны, мы видим его плавные черты лица, пухлые щеки, с другой – резко изгибающиеся брови и острый нос, отдалённо напоминающий птичий клюв. Такой внешний контраст создаёт неоднозначность и даже загадочность образа Чичикова. Боклевский смог замечательно передать приторную слащавость Манилова. Откинутая голова, пустой, мечтающий взгляд, любезная улыбка. На эскизе художника Манилов придаётся мечтаниям во время отдыха в послеобеденный час. Его глаза абсолютно пусты: они не выражают переживаний, глубоких раздумий. Обращая свой взгляд куда-то вдаль, Манилов уносится в свой утопичный мир фантазий, оставляя все насущные проблемы в реальности.
Собакевич изображён художником соответственно фамилии, угрюмым и мрачным. Его физиономия статична и свирепа, взгляд наполнен ненавистью ко всем. Густые брови, из-под которых торчат маленькие звериные глазки, нестриженые бакенбарды, неаккуратно уложенные волосы, чрезмерно широкие плечи и тучное тело придают Собакевичу образ "медведя средней величины".
Внешний облик коллежской секретарши, Настасьи Петровны Коробочки, представлен художником точь-в-точь как описывал сам автор: "...женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...". Акварельный портрет помещицы представляет полную, добродушную старушку. Большое количество всякого рода одежды, которое висит на Коробочке как тряпки на стуле, свидетельствуют о качестве героини- все складывать и бережно хранить. Как Собакевич Боклевского похож на дикого зверя, так и Коробочка напоминает маленького хомяка, старающегося все собрать и припасти на черный день. Пухлые щёчки, маленькие глаза и рот, округлое тело, коротенькие руки, – все это придёт помещице вид бережливого грызуна.
Плюшкин у Боклевского – типичная "прореха на человечестве". Высокий, высохший, неаккуратного сложения старик, одетый в лохмотья, со впалыми щеками и каким-то "чулком" на голове. Плюшкин воплощает в себе бесчеловечную скупость. Боклевский очень точно изобразил «мертвую душу», которая больше похожа на какую-то фигуру, нежели на живое существо.
С 16 июня по 25 сентября 2016 года каждый желающий может ознакомиться с иллюстрациями Боклевского, посетив выставку "Русские типы" в Государственном литературном музее. Собрание работ, представленных в ГЛМ особенно интересны тем, что они затрагивают все аспекты жизни, интересовавшие художника-иллюстратора. На выставке представлены как известнейшие иллюстрации к гоголевским "Мертвым душам",так и к книгам Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, И.С.Тургенева.
Анастасия Ромашова
|
Рекомендуем |