Партнеры Живи добром

Вернер Тюбке: по ту сторону железного занавеса


1949 год – на месте поверженной во время Второй мировой войны гитлеровской Германии были образованы два государства: ГДР и ФРГ. Сейчас это несуществующие государства, лишь след в мировой истории, однако в памяти некоторых людей еще живо воспоминание об этих двух разных и в то же время одинаковых частях одной великой державы.
Тюбке.jpg

7 октября 1949 год – принята Конституция ГДР. В это время молодой живописец Вернер Тюбке продолжал свое обучение в Высшей школе графики, затем изучал психологию в университете Грейфсвальда. Позже его фамилия прогремит не только на всю Республику, но и на Советский Союз. Работами художника будут восхищаться советские критики, в то время, как в Западной Германии Тюбке будет раскритикован за попытки спрятаться от реальности с ее проблемами в прошлом. Но за всей критикой нельзя не разглядеть гениальность и реалистичность работ Вернера Тюбке.

Глядя на картины немецкого художника, невольно задумываешься, сколько же сил и времени потратил живописец на вырисовывание всех тех мелких деталей, которыми буквально кишат его картины. Лица, руки, пальцы, волосы, предметы одежды, пейзаж – ко всему этому Тюбке подходил крайне кропотливо. Создается впечатление, что даже самой маленькой и незначительной морщинке на  изображенном лице, художник уделял немалое количество времени. Примечательно, что именно Вернер Тюбке является автором самой большой картины, когда-либо нарисованной человеком – «Раннебуржуазной революции в Германии» (1976-1987). Довольно-таки тяжело ответить на вопрос, что же все-таки изображено на панораме? Хочется ответить кратко и лаконично: «ВСЕ!».

раннебуржуазная революция в Германии.jpg

Победа, поражение, триумф, отчаяние, смерть и жизнь… Можно перечислять еще много слов, которые способны охарактеризовать увиденное на панно Тюбке. Чтобы рассмотреть его целиком до мельчайших подробностей, понадобится, пожалуй, не один день. Глаза разбегаются при виде стольких деталей и лиц. С первого взгляда буквально на секунду эта картина кажется гигантским муравейником, где все беспрерывно движется в хаотичном порядке.

Много своих работ живописец посвятил истории. На его картинах отображены события Второй мировой войны, также многие его полотна изображают жизнь рабочего класса Германии. Работы художника даже можно назвать «произведением». И не в сочетании «произведение искусства», хотя без этого никуда, его картины – это произведение в том смысле, в котором мы привыкли понимать данное слово – книга. Перед тобой полотно, а кажется, будто ты открываешь книгу, читаешь о прошлом, при этом видишь настоящее и одновременно будущее. Для каждого эти картины открывают что-то свое, в них будто заложено послание для зрителя с глубокой философской, а порой фантасмагоричной мыслью.

«Социалистическая молодежная бригада»

Социалистическая молодежная бригада.jpg

Само название кажется притянутым за уши к картине, так как на ней мы видим скорее сливки общества, так называемую «золотую молодежь». Однако удивительна не обманчивость названия, а ювелирность работы. Колоритный, яркий рисунок с тщательно прорисованными контурами и силуэтами. В этих мельчайших подробностях виден даже некий фанатизм. Из-за обилия различных деталей, картина даже теряет свою реалистичность. «Молодежная бригада» Тюбке будто вылеплена из воска: идеальна, но неестественна. Но при всем этом, язык не поворачивается назвать эту работу - работой «профана». Наоборот, она притягивает, вызывает желание всматриваться в нее снова и снова, поражает своей магической притягательностью и элегантностью. Никаких резких штрихов, никакой неточности и размытости. Словно цельное, гладкое полотно.

После знакомства с творчеством Вернера Тюбке рушится культурная завеса, скрывавшая в какой-то степени истинный облик ГДР. Такой талантливейший художник, как Тюбке, не смог бы жить и творить в государстве, полном тоталитаризма. За железным занавесом скрывались гениальные произведения искусства, которые всегда будут дополнять историю Германской Демократической Республики. И пусть этого государства больше не существует, о нем всегда будут напоминать картины великого живописца, которого по праву можно назвать культурным лицом ГДР.

 

Анастасия Ромашова

 


 

Рекомендуем

Ретроспектива Юлиана Радльмайера в «Фитиле»
Выставка «Детское утешение для глаз и души: Книжные памятники XVIII — первой половины XIX вв. из фондов ГПИБ»
Mercedes-Benz Fashion Week Russia показ CONTRFASHION
Ван Дейк - «Красота индивидуальности»
Меняясь со скоростью ветра: стиль Рианны за последние 5 лет
Галина Уланова. «Мона Лиза русского балета»
Международный фестиваль «Кремль Музыкальный» им. Николая Петрова 2015
Забытый хоррор ("Дары смерти" реж. Шон Бирн)
Выездные экскурсионные программы музея «Кижи»-2019
Сказки раньше и сейчас