Завет Рериха
Во времена, когда наш разум находится в смятении, кажется, будто на этом свете не осталось ничего честного и по-настоящему светлого, мы, невольно, начинаем возвращаться к Вечному. И к каждому из нас Вечное является именно в том виде, который необходим. Кто-то слушает оперы Римского-Корсакова, кто-то вслушивается в подлинную запись голоса Сергея Есенина и пытливо выискивает в ней ответ на извечный вопрос, а кому-то достаточно поднять глаза к небу и все сразу становится на свои места. Вечность живет в этом мире под разными личинами, но мы не станем отрицать: есть те, кто пользуется ее дарами, а есть те, кто кладет свою жизнь на ее алтарь. Николай Константинович Рерих был как раз тем человеком, который своим талантом и упорным трудом подарил человечеству еще одну частичку Вечного. Детство будущего знаменитого художника и мыслителя только благоволило к развитию творческих способностей. Родившись в Петербурге, в семье известного в элитных кругах нотариуса, в 1877 году, Николай часто видел в гостиной отчего дома видных деятелей практически всех сфер человеческой жизнедеятельности, что не могло не повлиять на моральное настроение мальчика. История и искусство - вот, что имело особое значение для Рериха с самого детства. Будучи гимназистом, он участвовал в археологических раскопках и писал талантливые сочинения на тему древней истории Руси, а после и вовсе стал учиться живописи у друга семьи М.Микешина. Поэтому, когда перед Рерихом встал выбор, куда пойти учиться, он решил пойти сразу в Академию художеств и на исторический факультет университета. Однако, отец считал иначе: он видел в сыне приемника и не собирался уступать. Такая непростая ситуация могла решиться только взаимовыгодным компромиссом: Рерих поступил одновременно в Академию художеств и на юридический факультет, уважив тем самым и отца и себя самого. Рерих-студент являл чудеса любознательности, которую не могла убить ни одна академическая система образования. Он посещал все лекции, ежедневно упражнялся в живописи и вел активную общественную деятельность, перемежая все это с чтением обо всем на свете: начиная от джунглей дельты реки Амазонки и заканчивая историей татаро-монгольского ига. Позднее, перед Рерихом встал выбор мастерской, для продолжения обучения и он показал свои работы А.Куинджи. Заслужив одобрение мастера, Николай с радостью продолжает совершенствовать мастерство живописца, перенимая у учителя все самое важное и интерпретируя в своем неповторимом стиле. И вот уже в ноябре 1897 года Николай Рерих получает диплом на звание художника, а его выпускная работа - картина "Славяне и варяги" - поражает комиссию эмоциональным подходом к исторической теме. Успех в живописи перемежался с успехом научным. В этот период были написаны такие статьи, как "Искусство и археология", "На кургане", которые демонстрировали глубокую заинтересованность Рериха вопросами о связи искусства и науки, а также об охране памятников старины, которым тогда уделялось непростительно мало внимания. Период с 1900-х по 1920-е стал крайне плодотворным для художественной карьеры Рериха. Во-первых, он принял участие во множестве выставок, среди которых была и известная Всемирная выставка в Париже с картиной "Сходятся старцы". Во-вторых, знакомство с С.Дягилевым вылилось в успешное сотрудничество с русскими сезонами, для которых Рерих написал немало декораций. Однако, не только на художественном поприще Николая Константиновича ждал успех. В 1901 году он женится на Елене Ивановне Шапошниковой, которая стала его верной спутницей и другом. Николай Константинович чувствовал, что его эпоха - это эпоха великих свершений, но его все равно не оставляли мысли об историческом прошлом русской земли. Размышления о роли православия, о миссии русского народа и связи с прошлым - все это вылилось в его работах, таких как, "Ангел последний"(1912 г.), "Святой остров"(1918 г.). Революцию 1918 года Рерих встретил оптимистично, потому что верил, что события подобного рода только поспособствуют братству народов России. Несмотря ни на что, семья Рерихов продолжала путешествия по Европе, вслед за многочисленными выставками и исканиями главы семейства. В 1920 году Николай Константинович принимает приглашение директора Чикагского института искусств провести серию выставок. Путешествие по США дало пищу для вдохновения, и в это время родились картины по мотивам пейзажей Аризоны и Новой Мексики. Он показал американскому зрителю их Родину в новом свете. Рерих прожил в США три года и прославился там не только как живописец, но и как общественный деятель. В 1921 году он организует в Нью-Йорке "Институт свободных искусств" и объединение художников под названием "Пылающие сердца"("Cor Ardens"). Позже, в 1922 году, под его покровительством создается международный культурный центр "Венец мира" ("Corona Mundi"), а в начале тридцатых годов - Всемирная Лига культуры. В этих действиях художник преследовал простые и понятные цели: он стремился организовать совместную работу деятелей науки и искусства со всех уголков Земли, а также стремился привлечь внимание мирового сообщества к проблемам охраны памятников культуры. Николай Рерих жил идеей об искусстве, которое бы сблизило разные страны и народы, веря, что искусство имеет много ветвей, но один корень. Важнейшее место в истории поисков истины Николая Рериха играют его продолжительные экспедиции. Первая экспедиция состоялась в период с 1923 по 1928 гг. и проходила она по территориям Китая, России и Индии, завершаясь Тибетом. Во время этой экспедиции были уточнены многие несовершенства тогдашних карт, сделаны описания традиций и диалектов разных, ранее неизученных народов, собраны редчайшие археологические материалы. Найдя районы Гималайского хребта очень перспективными для научной работы, Николай Рерих основывает в долине Кулу Гималайский институт научных исследований, который называет "Урусвати" (в переводе: "Свет утренней звезды"). Дабы наладить необходимые для успешного развития института, деловые связи с различными именитыми учебными заведениями, Рерих отправляется в Европу, а затем в США. В 1929 году, совместно со специалистами по международному праву Парижского университета, Николай Константинович составляет документ под названием "Пакт Рериха". В этом же году текст документа увидел свет и вызвал широчайший общественный резонанс. Текст Пакта гласил: "Образовательные, художественные и научные учреждения, научные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и как таковые будут подлежать покровительству и уважаемы воюющими. Покровительство и уважение в отношении названных учреждений и миссий во всех местах будет подчинено верховной власти договаривающихся стран без различия от государственной принадлежности какого-либо отдельного учреждения или миссии. Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании "Пакта Рериха", выставляют отличительный флаг, который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран". В дополнение к Пакту художник создает проект того, как должен выглядеть этот "отличительный флаг" - три красных круга в красной окружности на белом фоне. Знаменитое "Знамя мира" Рериха. Дело Николая Константиновича продолжало жить и в его отсутствие. В 1933 году он отправился под эгидой правительства США в свою вторую экспедицию, Маньчжурскую, целью которой был поиск засухоустойчивых культур. А в это время сыновья занимались делами "Урусвати", Пакт подписывает президент США Т.Рузвельт и лидеры стран Южной Америки. До конца своих дней Николай Константинович Рерих жил идеей "мира через Культуру". Сейчас многие ассоциируют имя Рериха с мистицизмом и, куда хуже, с сектантскими организациями. Однако, сам Рерих говорил, что если и обращался к мистицизму, то только как к инструменту для поиска истины. Николай Рерих был общественным деятелем мирового масштаба и оставил после себя необъятное наследие. Художник никогда не переставал отождествлять себя с Россией и писал: "Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество."
Вихрева Анна |
Рекомендуем |