Партнеры Живи добром

Крупная рыба. 71 год Алексею Рыбникову


В этот день ровно 71 год назад в семье скрипача и художницы-дизайнера родился на свет талантливейший русский композитор Алексей Львович Рыбников. Сочиненные им песни известны в нашей стране, пожалуй, каждому: уже которое поколение подряд растет на фильмах «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен», «Звездный мальчик», «Усатый нянь», «Через тернии к звездам», «Вам и не снилось»… список можно продолжать очень долго.

Предков Алексея по материнской ветви постигла тяжелая судьба. Почти все они были царскими офицерами, а прадедушка композитора был удостоен звания генерала царской армии по медицинской линии. Многие из этих людей героически погибли во время Первой мировой, многие – во время Гражданской войны. Маленького Лешу воспитывала, по его словам, бабушка. Красноармейцы прострелили ей обе руки, когда она пыталась закрыть собой раненого мужа.

Детство будущего композитора также не отличалось безоблачностью. Его семья жила очень бедно: «У нас считали каждую копейку, каждый кусок хлеба». Основной заработок лежал на матери – Александре Алексеевне. Она делала платки и шляпы и на вырученные деньги кормила семью. Отец, Лев Самойлович, был первой скрипкой в джазовом оркестре Александра Цфасмана.

рыбников за фортепиано.jpg

Когда маленькому Леше было шесть лет, в семье – вместо проданного буфета – появилось пианино. Его купила Александра Алексеевна, которая с самого рождения мальчика мечтала, чтобы он стал композитором. Сам Алексей Львович решил стать им через год, в семь. Льву Самойловичу было поручено готовить сына к поступлению в музыкальную школу, куда он, правда, попал лишь со второй попытки. В возрасте восьми лет Алексей пишет несколько пьес для фортепиано на тему популярного в то время фильма «Багдадский вор».

Все сомнения в будущем мальчика рассеялись в 1956 году. Отец Леши часто принимал участие в записи музыки к фильмам, и во время работы оркестра над произведением Арама Ильича Хачатуряна он принес композитору записанные им ноты сочиненного сыном балета «Кот в сапогах», желая узнать у мэтра, стоит ли мальчику продолжать свои начинания. Арам Ильич был повержен в восторг. Леша поступает в Центральную музыкальную школу, где начинает ежедневно по шесть часов к ряду разучивать музыкальные пьесы.

В 1962 году Алексей был принят в класс Хачатуряна в Московской консерватории. С этого момента он стал по три часа в день уделять занятиям на фортепиано и еще три – индивидуальным заданиям Арама Ильича. Через пять лет он с отличием оканчивает консерваторию, затем еще два года учится в аспирантуре по классу того же Хачатуряна, а с 1969 по 1975 годы преподает в МГК композицию.

По словам самого Алексея, музыку к кинофильмам он начал писать ради заработка, однако быстро понял, что это дело всей его жизни. Сначала он пишет преимущественно симфонические произведения, однако после работы над лентой «Остров сокровищ» в 1970 году увлекается набиравшим тогда популярность в СССР роком.

Настоящая известность приходит через пять лет, после выхода «Приключений Буратино», а через два года успех закрепляет фильм «Про Красную Шапочку». «Дочка Аня распевала А-а, крокодилы-бегемоты... задолго до выхода картин: тогда нельзя было играть беззвучно в наушниках, и я долбил дома на рояле. А Митя (сын. – прим. авт.) присоединился к армии поклонников Шапочки и Буратино несколько лет спустя», –  вспоминает композитор.

буратино и красная шапочка.jpg

В 1976 году Алексей Львович, объединив усилия с поэтом и драматургом Павлом Моисеевичем Глушко, осваивает новый для советской сцены жанр рок-оперы. Результатом становится «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», поставленная в Московском театре имени Ленинского комсомола по мотивам драматической кантаты Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года». Через шесть лет выходит полнометражная экранизация рок-оперы, в которой в главных ролях снялись Андрей Харитонов, Алена Беляк и Александр Филиппенко. Таким образом, мюзикл становится первым в России, существующим в трех формах: спектакля, альбома и фильма.

Самым известным произведением Алексе Рыбникова в этом жанре является рок-опера «Юнона и Авось», поставленная в 1981 году все в том же Ленкоме.

юнона и авось.jpg

Через 7 лет композитором было основано Производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР, где в 1992 году проходит премьера оперы-мистерии «Литургия оглашенных».

Театр Алексея Рыбникова был создан в 1999 году Постановлением Правительства Москвы при комитете по культуре Москвы.

В 2010—2011 годах композитор пишет современную оперу «Война и мир» по одноименному роману Льва Толстого. Она создана на основе написанного самим же Рыбниковым либретто, и получила рабочее название «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого Война и мир». В 2012 году на сцене Театра Алексея Рыбникова в рамках спектакля «Аллилуя любви» были представлены фрагменты оперы, однако полноценная премьера, запланированная на 2013 год, так и не состоялась.

С 2010 года композитор является членом Патриаршего совета по культуре, а в 2012 году он был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.

В настоящее время проживает и работает в Москве.

 

Павел Воронков


 

Рекомендуем

Рассказ Тонино Гуэрра «Подвешенный кофе»
Интернет в голове («Призрак в доспехах», реж. Руперт Сандерс)
Бонни Тайлер: "Быть на сцене - у меня в крови"
Знаменитые оперные театры мира, которые стоит посетить
Двое во мраке («Маяк» реж. Роберт Эггерс)
«Люблю тебя, Петра творенье!». Прогулка по Санкт-Петербургу
Лев Толстой: «Они разрывают меня на части. Иногда думается уйти от всех...»
«Когда кино выполняет лишь развлекательную функцию, оно унижает зрителя». Интервью с Юсупом Разыковым
Том Круз. Он сделал себя сам
Концерт, посвященный памяти жертв геноцида армян