Партнеры Живи добром

Джон Гей: певец народа


Конец XVII – начало XVIII века. На арене литературной жизни Англии появляется новая фигура. Кто этот незнакомец? Почему именно он снискал расположение таких ключевых фигур того времени, как А. Поуп, Дж. Свифт и У. Конгрив? Конечно же, мы имеем в виду Джона Гея. Поэт, драматург, кроме высоких литературных произведений, он писал и низкие: басни, песни, пасторали, комедии. В произведениях Джона Гея глубокие мысли и идеи подчас скрываются за поражающими своей простотой словами. В какой-то степени это помогло поэту иметь успех среди широких народных масс.


Джон Гей родился в Барнстебле, графстве Девоншир. Вначале он был простым помощником торговца тканями, но после выхода в свет сборника хвалебных стихотворений под названием «Современное состояние умов» (“The Present State of Wit”) в 1711 году, он попадает в литературные круги. Благодаря этому сочинению, Джон Гей и обращает на себя внимание А. Поупа, Дж. Свифта и У. Конгрива. В последующие несколько лет он служит секретарем герцогини Монмут и лорда Кларендона. Общение с высокопоставленными персонами, наблюдение за их бытом дают Джону Гею все больше и больше мотивов для литературного творчества. Как раз в этот период появляется его ироикомическая поэма «Опахало» (1713 г.). Она и помогла Джону Гею встать в ряды первых поэтов Англии. 


Основой для творчества Джона Гея стала анакреонтическая поэзия. Она отличалась особой музыкальностью и, в то же время, приближенностью к народным песням. Произведения Джона Гея полны сатиры, пародий на известные мотивы. 


Джон Гей


В конце концов, все приемы и распространенные сюжеты в творчестве поэта вылились в один труд, который завоевал ему мировую славу. «Опера Нищего» - это сложнейшее произведение как с точки зрения композиции, так и сюжетно-идейного содержания. Переплетения судеб, интриги, неожиданные повороты событий… и, конечно же, любовный треугольник, составляющий основу балладной оперы. В «Опере Нищего» Джон Гей отводит главное место низшим слоям населения, их самым низменным поступкам и желаниям. Опера похожа на матрешку: читая, мы постепенно, один за другим, проникаем под следующий слой, где находим что-нибудь новое и непривычное, хотя и меньшего масштаба. Первая и самая большая кукла – это разговор Нищего и Актера. Когда первый представляет другу свое сочинение, начинается следующий рассказ, центральный, о полных интриг судьбах Капитана Мэкхита, дочери и отца Пичем, Филча и Люси… Чем дальше заходит рассказ, тем больше обнаруживается подводных камней. В конце, когда судьба приговоренного к казни Мэкхита вот-вот должна решиться, в повествование снова врываются Актер и Нищий и изменяют закономерное развитие событий оперы. В какой-то степени это позволяет обратиться к образу творца. Нищий, как творец, имеет полное основание в любой момент изменить все. Своей могущественной рукой человек искусства (литератор, скульптор, живописец…) властен выбирать дальнейшее сложение судеб своих героев. 


«Опера Нищего» интересна еще и тем, как к ней отнеслась публика. Широкие массы, увлеченные простыми музыкальными мотивами и незамысловатым текстом, проникались идеями Джона Гея. Его опера выдержала 62 представления – неслыханное число для того времени. Социально-политические проблемы, поднятые поэтом, взбудоражили умы общественности, а подкрепленные тонким юмором и простотой языка идеи Джона Гея разошлись во все концы Англии, вызвав целую волну подражателей и подражаний.


Джон Гей, творчество которого пришлось на период конца XVII – начала XVIII века, действительно стал человеком своей эпохи. Переходный период от XVII века, когда частым было обращение к низменным человеческим чувствам, к веку XVIII, появлению Просвещения, когда рациональное начало преобладать над чувственным, сформировал поэта. Он, как и любой литератор, не мог творить в отрыве от исторического контекста. Джон Гей – лирик, певец, поющий для народа. В его творчестве можно наблюдать сочетание обращения к рационализму и описание человеческого порока, вездесущего и всепоглощающего. 



Муратова Варвара



 

Рекомендуем

Премьера «1926»
Один день из жизни модели. 32 сезон Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Митя Бурцев - автор холодильника
Мода на винил. Куда исчез Апрелевский завод грампластинок?
«Птица Спасенья» Лидия Вертинская
Хороший мальчик нашего времени ("Хороший мальчик" реж. Оксана Карас)
Папа против молотка ("Папа, сдохни!" реж. Кирилл Соколов)
25 марта — День работника культуры
Дмитрий Нагиев стал криминальным авторитетом в новой картине Сарика Андреасяна
Кино. Премьера. "Экстрасенсы"