Симона де Бовуар «Дуэт экзистенциалистов»
Философ и писательница Симона де Бовуар – весьма неоднозначная фигура. Можно сказать без сомнений – персона Симоны не оставит равнодушными тех, кто познакомится с ее биографией и творчеством.
Начало философского пути Симона де Бовуар родилась 9 января 1908 года в Париже. Ранние годы оставили отпечаток на мировоззрении будущего философа и писательницы. Родители Симоны заключили брак по договоренности, что было необычно для того времени. Авторитет матери был очень силен, она происходила из богатого и могущественного рода. Отец Симоны был актером-любителем. Они были строгими католиками, а сама Симона в юности посещала католическую школу.
Еще в ранние годы Симона проявляла непримиримый характер. Отец постоянно говорил ей: «Ты думаешь, как мужчина». Интеллектуальные элиты того времени смотрели на католические школы презрительно. Считалось, что после них у выпускниц есть два пути: замуж или в монастырь. Симона выбрала свой путь. Она отправилась в Сорбонну изучать философию, где в 1929 году состоялась судьбоносная встреча с Жаном-Полем Сартром.
Интеллектуальный союз с Сартром В годы обучения в Сорбонне, Симона получила свое пожизненное прозвище – Бобер (от англ. Beaver, созвучно с фамилией Бовуар). Так Симону назвал молодой и подающий огромные надежды философ Жан-Поль Сартр. Их судьбы со времени обучения в университете неразрывно связаны.
Оба они не признавали традиционные ценности. Пара заключает свободный союз без обязательства хранить друг другу верность. После завершения колледжа, Симона де Бовуар уезжает преподавать философию в Марсель, а в 1937 году переезжает в Париж и преподает в лицее Мольера.
Взаимоотношения пары были полны интриг. Симона заводит отношения со своей студенткой Ольгой Казакевич, Сартр – с ее сестрой. Муж Ольги – один из студентов Сартра, позже станет любовником Симоны. В 1943 году Симону даже отстранят от преподавательской деятельности: мать одной из студенток обвинит ее в растлении дочери. Несмотря на калейдоскоп любовников, Сартр и де Бовуар на протяжении всей жизни сохранят интеллектуальную связь и значительно повлияют на философские взгляды друг друга.
Экзистенциализм и феминистское движение Сартр и де Бовуар направляли друг друга всю свою творческую жизнь. В 1943 году Симона публикует первый экзистенциалистский роман – «Гостья». Он основан на личном опыте отношений с Жан-Полем и сестрами Казакевич. Позже Бовуар развивает идеи экзистенциализма. Она работает редактором в литературно-политическом журнале «Новые Времена», который основали Сартр и его коллеги.
Многие произведения основаны на ее личном опыте. «Все люди смертны» (1946 г.) были навеяны переживаниями Бовуар по поводу нового любовного увлечения Сартра, в «Мандаринах» (1954 г.) описывается жизнь писателей из их окружения. Позже была написана автобиографическая трилогия о юности писательницы и знакомстве с Сартром.
Одной из самых значимых работ стала книга «Второй пол» (1949 г.) В ней Симона анализирует причины подчиненной роли женщин в обществе. Книга принесла Бовуар известность. «Второй пол» был включен Ватиканом в список запрещенных книг и оказал большое влияние на феминистское движение.
В 1947 году Симона де Бовуар отправляется в США читать курс лекций по литературе, где встречает писателя Нельсона Олгрена. Их роман продлится 14 лет, на протяжении которых он неоднократно предлагал заключить брак и завести детей. Однако Бовуар была непреклонна в своем желании не заводить традиционную семью.
Симона де Бовуар до конца жизни сохраняла свою интеллектуальную связь с Сартром. Она умерла 14 апреля 1986 года и была похоронена рядом с ним на Монпарнасском кладбище в Париже.
Анна Потапенкова
|
Рекомендуем |