Еще раз о современной женщине ("В постели с Викторией" реж. Жюстин Трие)20 октября в российский прокат выходит комедия режиссера Жюстин Трие. В оригинальном названии фильма не говорится о постели, но прокатчики, по всей видимости, решили добавить немного пикантности… В итоге, российскому зрителю предлагается для просмотра лента с весьма провокативным названием «В постели с Викторией». Правда, в изобретательности переводчиков есть и изрядная порция смысла. Постель Виктории – метафора, которая отсылает не только к физической близости, но и к иной интимности: от банального единения душ до возможности остаться наедине с собственными мыслями и чувствами, попытаться разобраться в себе и понять, чего на данный момент тебе так не хватает, что, кстати, тоже стало весьма банальным... Но постель – место не только для близости, это место и максимальной беззащитности и отрешенности. Кушетка психоаналитика, в конце концов, тоже постель. В работе Жюстин Трие все эти коннотации в той или иной мере обыгрываются: Виктория (Виржини Эфира) проводит добрую часть своей жизни в постели, или же постель занимает добрую часть времени героини Виржини Эфира. Виктория работает адвокатом. Ее клиенты торговцы наркотиками и обвиненные в насилии или убийстве. По вечерам к ней приходят мужчины, знакомство на одну ночь с которыми одинокая женщина заводит с вполне прозаичной целью. Ее не смущает то, что в соседней комнате спят две маленькие дочки, а на диване валяется их нянечка – продавец запрещенных веществ Сэм (Венсан Лакост), которого Виктория когда-то спасла от тюрьмы. Периодически детей навещает бывший муж Виктории Давид (Лоран Пуатрено), забывший о том, что надо бы платить алименты, и мечтающий стать великим писателем. Черная полоса в жизни востребованного адвоката начинается с того, как ее друг и в прошлом бывший ухажер Венсан (Мельвиль Пупо) просит о помощи. Незадачливого любовника очередная пассия обвинила в изнасиловании и попытке совершения убийства, ей вторит и еще одна его подружка. В это же время бывший муж Виктории переживает взлет в своей карьере: грязные истории об экс-супруге, сдобренные годами копившейся желчью и завистью интеллигента, набирают популярность в интернете и приносят ему уважение коллег. Жизнь Виктории превращается в сущий ад. Она бегает по гадалкам, специалистам по восточной медицине и психоаналитикам. Ситуация весьма плачевная, и фильм Жюстин Трие вряд ли можно назвать искрометной комедией. Юмор в ней присутствует, но он с лихвой разбавлен драматической составляющей. Юмористические эпизоды соседствуют с депрессивными кадрами. Отношения между женщинами и мужчинами - сквозная линия в фильме: о них говорят и в прямом смысле судят, выставляют на всеобщее обозрение и порицание как в зале суда, так и в блогах. Но Трие не смакует детали чужих отношений, а высмеивает саму возможность сделать близость предметом значимых и осмысленных обсуждений, приглашая далматинца и обезьяну в качестве свидетелей в деле «бывшие против Венсана». При этом в повествовании Трие нет и грамма декларативности. К заслугам режиссера и сценаристов можно отнести то, что они не стали читать нотации, восторгаться образом властной карьеристки или, наоборот, отчитывать главную героиню фильма за все ее ошибки дней минувших. В фильме также нет симпатичных персонажей, все они достаточно противоречивы, черты, мягко говоря, отталкивающие в них сопрягаются с изрядным обаянием актеров. Улыбка Виржини Эфира как минимум заставляет улыбнуться в ответ и забыть о том, что Виктория оставляет детей на попечение наркоторговцу, пусть и хорошо знакомому. Венсан капризен и ленив, но шарм Мельвиля Пупо делает его героя притягательным. Давид представляет собой удивительную комбинацию самозабвенной тупости и образованности, назойливости и аристократизма. Хоть фильм Трие выстроен по образу большинства голливудских романтических комедий, и в конце нас ожидает вполне очевидный финал с избитыми признаниями в любви и глупости, тем не менее комедия и свойственные ей клише в данном случае – только удобная форма для более серьезного содержания. В центре внимания Трие остается женщина, но не женщина глазами самой женщины, а женщина по большей части глазами мужчин, за исключением экстрасенса, конечно (хотя все женщины, по известному выражению, ведьмы, так что и гадалка, выдающая скупые предсказания, – тот еще сексистский выпад, или оговорка по Фрейду?). Если быть предельно точным, то самой Виктории в «В постели…» практически нет. Зато есть нагромождение представлений о том, какова же успешная женщина в XXI веке по версии окружающих ее людей. Персонаж Виржини Эфира складывается из точек зрения ее бывших и нынешних любовников, людей, к которым она обращается за помощью (гадалка, специалист по восточной медицине, психоаналитик). В их высказываниях Виктория отчаянно пытается разглядеть себя, не узнает то, что ей преподносят, и все же примеряет навязанные образы, потому что времени на себя у нее просто нет. Отсюда и все имеющиеся перекосы и гиперболы в образе Виктории: в квартире у нее свинарник, дети ей не нужны, спит она со всеми подряд и не видит в любимом мужчине человека. Ее историю рассказывает не беспристрастный наблюдатель и не она сама, а те, кто случайно оказался в ее жизни. Справедливости ради, надо сказать, что какой же он настоящий мужчина в современном обществе, Трие тоже не рискует открыто говорить. Если на его роль претендует новый возлюбленный Виктории, то, схематично прорисовывая образ Сэма, режиссер и сценарист наделяет его собачьей преданностью, желанием развиваться, трудолюбием и все же грязной работенкой, оставляя за кадром его жизнь, прошлое, семью. «В постели с Викторией» не уморительная комедия, как «Любовь не по размеру», в которой зритель не так давно имел возможность видеть Виржини Эфира. В работе Трие задействовано несколько жанров, причем поочередно, потому не удивляйтесь, что в одном фильме вы увидите и то, как показания далматинца в суде уступают фактам, предоставленным обезьяной; и безработную мать-одиночку, горько плачущую рядом с маленькой дочкой.
Елена Громова |
Рекомендуем |