Партнеры Живи добром

Итальянский комиссар Микеле Плачидо

 

"Даже когда я приезжаю в Африку, дети на улице

 показывают пальцем и кричат: Комиссар!"

Микеле Плачидо


Один мой знакомый, уже много лет живущий в Женеве, и безумно скучающий по родным московским улицам, храмам и березам в парках, уверял меня, что среди его многочисленных интернациональных друзей здесь, вдали от России, только общение со страстными итальянцами вызывает у него чувство родства и близости. По его словам, мы, русские, очень похожи с этими темпераментными, свободолюбивыми натурами с Апеннинского полуострова. Тогда я подумала, а может и правда есть какое-нибудь сходство между нашими нациями, и именно этим обусловлена любовь русских к итальянской музыке, кинематографу, к преклонению перед их неземными красавицами-актрисами и совершенно удивительно-притягательными актерами-мужчинами. Одним из таких кумиров для миллионов русских граждан стал итальянский актер и режиссер Микеле Плачидо. 


Микеле Плачидо


Родился он 19 мая 1946 года в небольшом городке Асколи-Сатриано, расположенном на востоке Италии, в семье, где помимо него подрастали еще восемь братьев. Учился в школе при католическом монастыре, а потом поступил в колледж. По завершении учебы выразил желание служить в армии, откуда был определен на работу в полиции. Но детская мечта стать актером неотступно следовала за Микеле. И он, будучи уже взрослым человеком, решил круто изменить свою жизнь и поступить в Римскую Национальную Академию театрального искусства. Именно там Микеле Плачидо осознал, что актерская профессия – это то дело, которому он готов посвятить всю свою жизнь. Тогда артист еще не видел себя в качестве звезды кинематографа. Он был совершенно околдован магией театра. Начал работать в труппе Луки Ранкони, а впоследствии попал к самому Джорджу Стрелеру – выдающемуся режиссеру двадцатого столетия.


Но финансовые трудности, ответственность перед своей матерью и братьями заставили начинающего артиста искать дополнительный заработок. Так в 1972 г. он дебютировал в телевизионном фильме Альберта Негрина «Дело Пишотты» и появился в комедии Карло ди Пальмы «Тереза-воровка» в роли Тонио Сантиты на большом экране. Настоящий успех пришел к нему через два года благодаря ленте Марио Моничелли «Народный роман», в которой он сыграл Джованни. Режиссеры, несмотря на его типаж героя, разглядели в нем комедийный талант и стали приглашать на роли, в которых использовали его яркую сексуальность в гротесковой форме. Так в картине Бруно Габурро «Семейные грехи» появился образ обаятельного и честолюбивого Мило, всеми силами пытающегося достичь денежного благополучия за счет своего дяди. Начало его кинокарьеры отмечено целой вереницей подобных ролей: Сильванно Пеннаккини из «Боже мой, как низко я пала» Луиджи Коменчини, Казотто в одноименном фильме Серджо Китти, лента Луиджи Дзампы «Безумные постели», «Эрнесто» Сальваторе Сампери. За последнюю работу Микеле Плачидо в 1978 г. удостоился премии за «Лучшую мужскую роль» на международном кинофестивале в Западном Берлине. 


Микеле Плачидо


Однако Микеле Плачидо было тесно в рамках данного амплуа. Он чувствовал в себе гораздо больший потенциал, им овладело желание попробовать свои силы в драме.  В 1976 г. Джулиано Монтальдо утвердил его на роль Тома в экранизацию романа Ренаты Бигано «Аньезе идет на смерть», сюжет которого посвящен рассказу об итальянском движении Сопротивления. В том же году он снялся в еще одной военной картине под названием «Триумфальный марш». За роль Паоло Пассери в этой сатирической драме Марко Беллоккио  получил свою первую награду - премию «Давид Донателло». Микеле Плачидо удалось проявить свой драматический талант и заставить режиссеров видеть в нем артиста, способного сыграть глубокого, думающего, страдающего героя. 


Но международная известность пришла к нему благодаря образу отважного комиссара полиции Коррадо Каттани из телесериала «Спрут». Для этой роли пригодился его собственный опыт работы в полиции. Он не понаслышке знал все трудности и опасности этой профессии. В СССР самоотверженный борец с сицилийской мафией стал супергероем для советского зрителя. Рейтинги сериала имели сумасшедшие показатели. Каждый новый сезон зритель ждал с нетерпением. Огромная заслуга такого оглушительного успеха принадлежала Микеле Плачидо, а вернее его Коррадо Каттани. Вот, что сам артист говорит по этому поводу: «Спрут принес мне огромную популярность за пределами Италии, и это понятно, что люди знают меня во всем остальном мире как Коррадо Каттани. Поэтому для меня лично Каттани - тоже очень значительный персонаж: я вложил в него довольно много из своего характера, лепил его, как скульптор».


Микеле Плачидо


Однако к четвертому сезону Микеле осознал для себя, что как актер должен двигаться дальше, и пришло время проститься со своим персонажем. Он не стал продлевать контракт на следующие части телесаги, и создателям ничего не оставалось делать, как убить Каттани. «Если бы я так не поступил,- пошутил в одном из интервью Плачидо, - то до сих пор бы боролся с мафией на телеэкранах, а мне уж почти 60, и Спрут превратился бы в комедию, как дедушка с одышкой и суровым лицом гоняется за мафиози».


Было вполне очевидно, что вместе с прекращением съемок в «Спруте» Микеле подвел некие промежуточные итоги в своей карьере. Он решал, в каком направлении ему двигаться дальше, надо было прислушаться к своему внутреннему «я» и понять, что же самое важное так и осталось несказанным зрителю. 


В 1990 г. он принял приглашение Владимира Бортко сыграть русского майора в ленте «Афганский излом». Как потом признался артист, это был непростой для него, итальянца, эксперимент. Постичь русский характер, погрузиться в атмосферу афганской войны, быть убедительным на экране – вот некоторые из многочисленных задач, которые предстояло решить актеру. Его партнерами на площадке стали такие звезды, как Татьяна Догилева, Филипп Янковский, Алексей Серебряков, Виктор Проскурин.  


Микеле Плачидо


В этом же году он начал искать себя в режиссерском направлении. Первой пробой пера стал фильм «Помидор». Среди его работ на этом поприще: «Потерянная любовь» 1998 г., отмеченная премией в Венеции, «Путешествие по зову любви», имевшая номинацию на том же фестивале, но уже в 2002 г. Драма «Криминальный роман», снятая им в 2005 г., принесла Микеле Плачидо приз «Давид Донателло» как лучшему сценаристу и две номинации за режиссуру: одну на том же фестивале, а другую – в Берлине.


Сегодня актер и режиссер активно снимается и работает над созданием собственных фильмов. По поводу своей личной жизни он немногословен. Трижды был женат. Имеет шестеро детей. Старшая дочь Микеле Виоланта решила продолжить традицию, став актрисой. Вместе с отцом снялась в картине «Смертельный компромисс» режиссера Джованни Робиано. 


Также сыграла у Микеле в фильме «Ты везде». 



Елена Полянская



 

Рекомендуем

Итоги XIV Московского международного театрального фестиваля «Твой шанс»
Скандалы модного дома Calvin Klein
АУКЦИОН «ИСКУССТВО РАДИ ЖИЗНИ»
Мир под призмой Джойса
Барбара Брыльска. Иностранка ставшая «своей», или Трагедия длиной в жизнь
Марлон Брандо - «Крестный Отец» кинематографа
Линия жизни Джонни Деппа, путь из безызвестности к всемирной славе
Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Пресс-конференция
Оперный бал Елены Образцовой в честь 95-летия Франко Дзеффирелли
Кино. Классика. "Москва слезам не верит"