Кровавый пейнтбол («Перестрелка», реж. Бен Уитли)
Крис (Киллиан Мерфи) ищет оружие. Джастина (Бри Ларсон) знает, к кому можно обратиться и купить огнестрел в нужном количестве. Дело остается за малым: собраться в тихом и укромном местечке, проверить товар и пожать друг другу руки. Но, как того и следовало ожидать, все пойдет не по плану. У второстепенных игроков в этой грязной игре окажутся личные счеты. Выяснение отношений добавит огня в и без того напряженную встречу. В итоге незаконный сбыт оружия обернется перестрелкой, в которой у каждого героя нового фильма Бена Уитли в руках появится «пушка», и никто из них не замедлит нажать на курок. Плюс кто-то из собравшихся окажется предателем, пытающимся получить двойной куш от сделки. В российском прокате лента получила весьма точное название: выстрелов, как попадающих в цель, так и эффектно уродующих стены, здесь, правда, очень-очень много. В более чем часовую непрекращающуюся перестрелку Уитли и Эми Джамп (работавшей над сценарием вместе с режиссером) удается протащить наивную любовную линию с рыцарской готовностью служить прекрасной даме, преданность другу и делу и кровную месть вперемешку с жестоким обращением с женщинами. При этом бытовое насилие уравнено не только с гангстерской разборкой, но и с тяжестью партизанской войны. В «Перестрелке» один акт жестокости влечет за собой другой, различия между видами насилия не опровергаются и не выстраиваются в вертикаль. Большая часть событий в фильме происходит в одном помещении – на заброшенном складе. Время действия – семидесятые. Режиссер объясняет такой выбор координат тем, что смартфонов и Интернета тогда не было, а это значит, что позвать на помощь стрелкам не так уж и просто. Герои «Перестрелки» оказываются отрезанными от остального мира, и в незатейливом лабиринте старого склада воцаряются свои законы, точнее, высокопарная мораль и нравственность преломляются так, что становятся то нелепы, то по-детски милы, потому что появляются они на фоне неконтролируемого хаоса и беспечного насилия. Склад Уитли не то место, где голос разума может быть принят всерьез. В руках героев его фильма есть оружие, и именно оно звучит громче всего, временное прояснение, случающееся в светлых головах персонажей, уступает автоматизму стрельбы. Уитли и Джамп далеко не первые, кто помещает в замкнутое пространство разного рода «отщепенцев», чтобы понаблюдать за поведением каждого экземпляра в нетипичных условиях, и добавляет в это общество «предателя» для затравки. Можно вспомнить и экранизации детектива «Десять негритят» Агаты Кристи, и Тарантино с его «Омерзительной восьмеркой» и «Бешеными псами». Как и Тарантино, под одной крышей Уитли собирает не незадачливых простачков, решивших заработать большие деньги малыми усилиями: участники перестрелки явно знают, что делают; по темпераменту же (если можно так выразиться) они ближе к ребятам из «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи. Уитли и Джамп делают стрелков обаятельными и непосредственными. Их привлекательность вкупе с забавными шутками накладывается на перманентную стрельбу и ранения, вызывая смех и неловкость за него. В «Высотке» режиссер уже сочетал насилие и озорной юмор, заставив пританцовывать Тома Хиддлстона и Люка Эванса, но союз крови и смеха в «Перестрелке» у него вышел ощутимо легче, воздушнее, поэтому и провокационнее. В «Перестрелке» нет психологического напряжения и ужаса от предчувствия смерти, стрельба на заброшенном складе подается как детская игра – стрелялка, забава и способ выбросить скопившуюся энергию, развлечься. Вот только у этого пейнтбола – вполне реальные последствия, и Уитли (будем надеяться) не забывает об этом ни на минуту, смущая тем, как задиристо герои его фильма пренебрегают жизнью. "Перестрелка" в прокате с 27 апреля.
Елена Громова
|
Рекомендуем |