Тенор-суперзвезда ("Паваротти" реж. Рон Ховард)Лучано Паваротти знают многие, среди них и те, кто от оперы не в восторге. Паваротти собирал полные залы лучших оперных театров и целые стадионы. Он пел на одной сцене с величайшими исполнителями классики и рок-музыкантами. Паваротти стал звездой мирового масштаба, его слава достигла уровня известности поп-певцов. Снять документальный фильм про гениального тенора решился Рон Ховард. Ховард весьма разносторонний режиссер. У нег есть «Оскар» за «Игры разума», где Рассел Кроу играет гения математики Джона Нэша. Ховард режиссировал сольник молодого Хана Соло. Он же сделал несколько документалок: одну о музыкальном фестивале, основанном Jay-Z, другую о The Beatles. Док о теноре-суперзвезде в такой пестрой фильмографии смотрится уместно: режиссера явно привлекают биографии людей талантливых и знаменитых. «Паваротти» в послужном списке Ховарда, скорее, свой среди своих, чем неприкаянный чужестранец. А вот сам постановщик до работы над фильмом о знаменитом оперном исполнителе оперой особо не увлекался. И по доку о Паваротти это заметно. Это не исследование о том, как устроен мир оперного искусства, а портрет человека, создавая который, Ховард постарался не использовать мрачные оттенки. «Паваротти» не первая, вероятно, и не последняя документальная лента о ЖЗЛ, в которой нет весомой критики в адрес главного героя. Винить Рона Ховарда за то, что он повторил путь, неоднократно пройденный другими режиссерами-документалистами, смысла нет. Иногда (подчеркиваем, только иногда! речь не идет о принятии поступков преступников) дорога к пониманию другого человека, того, как он мыслит и почему именно так, а никак иначе сложилась его жизнь, идет через очарованность его личностью. И Рон Ховард, похоже, попал в плен обаяния Лучано Паваротти. Он ни в чем не осуждает человека, чью судьбу реконструирует на экране, словно боится, что его фильм превратится в страницы «желтой» прессы. Скудность выбранной палитры оценочных суждений порой работает против режиссера. Например, когда он говорит об отношениях Паваротти с женщинами. О романах женатого мужчины Ховард рассказывает удивительно легко. Из фильма о жизни оперного певца, чей голос достиг едва ли не пределов возможностей голосовых связок и техники дыхания и при этом остался способным передать гамму сложных эмоций и чувств в драматических произведениях, Ховард постарался убрать драму настолько, насколько это возможно. Каков был путь школьного учителя до первой значимой оперной постановки? Ховард не зацикливается на мелочах: Лучано талантлив – и это очевидно. Не поспоришь. И все же личность Паваротти в фильме проступает сквозь толстый слой красок теплых цветов, и она гораздо сложнее и интереснее, чем повесть о добром малом, любившем пасту и непринужденно выдающим верхнее «до». Особенно примечательны воспоминания Боно о Паваротти. Тенор хотел выступить с U2, и его не смущал плотный график музыкантов, в котором не было места для записи совместной песни и поездки на ежегодно устраиваемый им концерт у себя на родине в Модене. История о его дружбе с домработницей Боно смешная до слез и очень трогательная. Комментарий Боно про эмоциональный армрестлинг от Паваротти – живая и нетривиальная ремарка к портрету тенора. Впрочем, Ховард припас еще несколько козырей, разбавляющих его зачарованный оперным певцом рассказ. Он раздобыл редчайшие видеозаписи: интервью тенора для семейного архива, его первые выступления и пленка с Паваротти, поющим на сцене, на которую когда-то выходил его кумир Карузо.
Елена Громова
|
Рекомендуем |