Партнеры Живи добром

Волшебное слово ("Шазам!" реж. Дэвид Ф. Сандберг)


"Шазам". Кадры предоставлены прокатчиком


Билли был еще совсем маленьким, когда потерялся на праздничной ярмарке. Теперь ему лет четырнадцать, и он все еще надеется найти родную маму. Органы опеки раз за разом подыскивают сложному подростку приемные семьи, но тот нигде не приживается и постоянно сбегает. Новые приемные родители Билли знают не понаслышке, что такое быть сиротой и, кроме него, уже приютили нескольких детей. Парню придется делить комнату с Фредди (Джек Дилан Грейзер, Эдди из «Оно» Андреса Мускетти), гиком, помешанным на супергероях и не замолкающим ни на минуту. Первая встреча новоиспеченных братьев не задалась. Пока Фредди рьяно навязывался Билли (Эшер Энджел) в друзья, последний едва терпел словоохотливого соседа по комнате. Но вскоре его отношение к фанату комиксов изменилось.

Могущественный маг Шазам (Джимон Хонсу) выбрал Билли в качестве преемника и скоропостижно скончался, едва передал избранному свои силы. Ошарашенный подросток превратился в высокорослого мужчину (Закари Ливай) в красном трико с плащом и суперспособностями в придачу. Что делается в таких ситуациях, он не знал. Со своей деликатной проблемой Билли обратился к Фредди. Опытным путем они выяснили, какими силами отныне наделен парнишка, и совершенно случайно узнали, что супергеройское обличье подросток принимает, если скажет заветное слово, и наоборот, тридцатилетний качок оборачивается подростком едва произнесет имя мага. Искать суперзлодея им не пришлось: Доктор Сивана (Марк Стронг) молодого Шазама нашел сам.

Режиссером нового фильма киновселенной DC стал Дэвид Ф. Сэндберг. Как и Джеймс Ван («Аквамен», реж.), он набирался опыта на хоррорах. Правда, в «Шазам!» практически нет действительно страшных эпизодов. Даже демонические Семь Смертных Грехов, вселившиеся в Сивану, не похожи на героев ужастиков или мистических триллеров. Сэндберг снял вполне семейное кино, лейтмотивом в котором звучит тема семейная. Семей в его фильме много, и они разные. Прямо «Шазам!» не уверяет, что без семьи ты никто, звать тебя никак и лишь на семье лежит ответственность за то, каким станет ребенок, зато аккуратно намекает, что иногда родители могут взрастить семена зла в душе любого малыша. По крайней мере, похожая участь постигла антагониста Шазама.

Марк Стронг играет осатаневшего от бесконечных унижений в семейном кругу бедолагу. Если что-то страшное и есть в фильме Сэндберга, то это именно отношения в семье Доктора – все-таки будничность психологического насилия пугает сильнее, чем нарисованные монстры. Конечно, не каждый человек, переживший травлю становится безжалостным убийцей и поведение брата и отца не служат оправданием для поступков Сиваны-младшего. В конечном счете в нем и так была червоточина, не позволившая парню в детстве пройти испытание на чистоту помыслов у того же Шазама. Сэндберг и не берется давать однозначных ответов на вопросы о природе зла и насилия, в его фильме злодей ‒ травмированное дите с эго, разросшимся до масштабов вселенной. Где и когда именно мораль дала сбой и отказалась от прописки в теле Сиваны, во многом отдается на суд зрителя.

Со злодеем в «Шазам!» есть еще одна небольшая проблема. Касается она уже того, как уживаются Доктор Сивана и Семь Смертных Грехов. Предполагается, что последние искусные манипуляторы, но слишком уж легко они выполняют приказания своей марионетки, и непонятно, кто над кем в итоге взял власть. Вроде бы у простого смертного с запятнанной душой не должно хватать сил, чтобы управлять могущественными демонами, но создатели «Шазам!» как-то упускают из виду такую малость и не прорабатывают болезненность отношений Сиваны с семью озлобленными я, засевшими у него в голове. А ведь, казалось бы, какая благодатная почва – парню дважды не повезло: родной семье он не нужен, новоприобретенные соратники по достижению мирового господства используют его.

В любом случае разборки в доме антагониста стали сочным фоном для морали «Шазам!»: семья завязана не на одном лишь кровном родстве, нужно потрудиться найти в себе неисчерпаемые запасы любви и терпения, чтобы заслужить право называться родным человеком. Не бог весть какая мудрость, но она достойна того, чтобы транслироваться с экрана без назидательного до тошноты тона. Сэндберг как раз старательно избегает излишне назидательных интонаций, даже образцово-показательная приемная семья у него не выглядит пресным эскизом правильных отношений к ближнему от разгоряченного поборника нравственности. И это при том, что сценаристы не забыли о diversity (среди новых братьев и сестер Билли мексиканец, азиат и афроамериканка), а у Фредди ограниченные возможности здоровья.

Даже ироничное обращение со штампами супергероики у Сэндберга похоже на шалость, разыгрывавшегося ребенка, а не на высокопарное концептуальное построение, хотя «Шазам!» и попадает точно в цель, начиная от подтрунивания над супергеройскими именами и заканчивая комичным финальным сражением. «Шазам!» удивительно легкое и веселое кино с внушительным числом работающих шуток, пусть даже некоторые из них спускаются до уровня детсада – не важно, такой юмор здесь на удивление органичен. Все-таки главный герой в фильме Сэндберга не брутальный мачо в поисках роковой красотки, а подросток, и ничто подростковое ему не чуждо. Билли в суперменском теле покупает пиво и пытается использовать бонусы взрослой оболочки по полной. Он не похож на нового Человека-паука Marvel, которого хлебом ни корми, дай сразиться со злом. Для Шазама наличие могущественного злодея – проблема, от которой хочется сбежать домой, а не желанная возможность проявить себя во всей красе. Его наивность и растерянность в трудных ситуациях подкупают не меньше, чем приколы а-ля супергерой по прозвищу Колготкин. Блокбастер DC о супергерое с мозгами подростка вполне может стать главным guilty pleasure апреля.


"Шазам". Кадры предоставлены прокатчиком


Елена Громов



 

Рекомендуем

Сексизм в современной культуре
World Corporate Golf Challenge 2016
В ЦДМ на Лубянке открылась Гастрогалерея
День открытых репетиций Центра творческих проектов «Инклюзион»
Самая пьянящая комедия: «Белое вино из Баббудойу» на фестивале RIFF-2016
Выставка «Россия на всемирных выставках»
Роботы не то, чем кажутся («Апгрейд» реж. Ли Уоннелл)
Долгий путь домой ("Дюнкерк" реж. Кристофер Нолан)
Книга рекордсмен
"Звёзды на Байкале" 2018