Партнеры Живи добром

Волшебное слово ("Шазам!" реж. Дэвид Ф. Сандберг)


"Шазам". Кадры предоставлены прокатчиком


Билли был еще совсем маленьким, когда потерялся на праздничной ярмарке. Теперь ему лет четырнадцать, и он все еще надеется найти родную маму. Органы опеки раз за разом подыскивают сложному подростку приемные семьи, но тот нигде не приживается и постоянно сбегает. Новые приемные родители Билли знают не понаслышке, что такое быть сиротой и, кроме него, уже приютили нескольких детей. Парню придется делить комнату с Фредди (Джек Дилан Грейзер, Эдди из «Оно» Андреса Мускетти), гиком, помешанным на супергероях и не замолкающим ни на минуту. Первая встреча новоиспеченных братьев не задалась. Пока Фредди рьяно навязывался Билли (Эшер Энджел) в друзья, последний едва терпел словоохотливого соседа по комнате. Но вскоре его отношение к фанату комиксов изменилось.

Могущественный маг Шазам (Джимон Хонсу) выбрал Билли в качестве преемника и скоропостижно скончался, едва передал избранному свои силы. Ошарашенный подросток превратился в высокорослого мужчину (Закари Ливай) в красном трико с плащом и суперспособностями в придачу. Что делается в таких ситуациях, он не знал. Со своей деликатной проблемой Билли обратился к Фредди. Опытным путем они выяснили, какими силами отныне наделен парнишка, и совершенно случайно узнали, что супергеройское обличье подросток принимает, если скажет заветное слово, и наоборот, тридцатилетний качок оборачивается подростком едва произнесет имя мага. Искать суперзлодея им не пришлось: Доктор Сивана (Марк Стронг) молодого Шазама нашел сам.

Режиссером нового фильма киновселенной DC стал Дэвид Ф. Сэндберг. Как и Джеймс Ван («Аквамен», реж.), он набирался опыта на хоррорах. Правда, в «Шазам!» практически нет действительно страшных эпизодов. Даже демонические Семь Смертных Грехов, вселившиеся в Сивану, не похожи на героев ужастиков или мистических триллеров. Сэндберг снял вполне семейное кино, лейтмотивом в котором звучит тема семейная. Семей в его фильме много, и они разные. Прямо «Шазам!» не уверяет, что без семьи ты никто, звать тебя никак и лишь на семье лежит ответственность за то, каким станет ребенок, зато аккуратно намекает, что иногда родители могут взрастить семена зла в душе любого малыша. По крайней мере, похожая участь постигла антагониста Шазама.

Марк Стронг играет осатаневшего от бесконечных унижений в семейном кругу бедолагу. Если что-то страшное и есть в фильме Сэндберга, то это именно отношения в семье Доктора – все-таки будничность психологического насилия пугает сильнее, чем нарисованные монстры. Конечно, не каждый человек, переживший травлю становится безжалостным убийцей и поведение брата и отца не служат оправданием для поступков Сиваны-младшего. В конечном счете в нем и так была червоточина, не позволившая парню в детстве пройти испытание на чистоту помыслов у того же Шазама. Сэндберг и не берется давать однозначных ответов на вопросы о природе зла и насилия, в его фильме злодей ‒ травмированное дите с эго, разросшимся до масштабов вселенной. Где и когда именно мораль дала сбой и отказалась от прописки в теле Сиваны, во многом отдается на суд зрителя.

Со злодеем в «Шазам!» есть еще одна небольшая проблема. Касается она уже того, как уживаются Доктор Сивана и Семь Смертных Грехов. Предполагается, что последние искусные манипуляторы, но слишком уж легко они выполняют приказания своей марионетки, и непонятно, кто над кем в итоге взял власть. Вроде бы у простого смертного с запятнанной душой не должно хватать сил, чтобы управлять могущественными демонами, но создатели «Шазам!» как-то упускают из виду такую малость и не прорабатывают болезненность отношений Сиваны с семью озлобленными я, засевшими у него в голове. А ведь, казалось бы, какая благодатная почва – парню дважды не повезло: родной семье он не нужен, новоприобретенные соратники по достижению мирового господства используют его.

В любом случае разборки в доме антагониста стали сочным фоном для морали «Шазам!»: семья завязана не на одном лишь кровном родстве, нужно потрудиться найти в себе неисчерпаемые запасы любви и терпения, чтобы заслужить право называться родным человеком. Не бог весть какая мудрость, но она достойна того, чтобы транслироваться с экрана без назидательного до тошноты тона. Сэндберг как раз старательно избегает излишне назидательных интонаций, даже образцово-показательная приемная семья у него не выглядит пресным эскизом правильных отношений к ближнему от разгоряченного поборника нравственности. И это при том, что сценаристы не забыли о diversity (среди новых братьев и сестер Билли мексиканец, азиат и афроамериканка), а у Фредди ограниченные возможности здоровья.

Даже ироничное обращение со штампами супергероики у Сэндберга похоже на шалость, разыгрывавшегося ребенка, а не на высокопарное концептуальное построение, хотя «Шазам!» и попадает точно в цель, начиная от подтрунивания над супергеройскими именами и заканчивая комичным финальным сражением. «Шазам!» удивительно легкое и веселое кино с внушительным числом работающих шуток, пусть даже некоторые из них спускаются до уровня детсада – не важно, такой юмор здесь на удивление органичен. Все-таки главный герой в фильме Сэндберга не брутальный мачо в поисках роковой красотки, а подросток, и ничто подростковое ему не чуждо. Билли в суперменском теле покупает пиво и пытается использовать бонусы взрослой оболочки по полной. Он не похож на нового Человека-паука Marvel, которого хлебом ни корми, дай сразиться со злом. Для Шазама наличие могущественного злодея – проблема, от которой хочется сбежать домой, а не желанная возможность проявить себя во всей красе. Его наивность и растерянность в трудных ситуациях подкупают не меньше, чем приколы а-ля супергерой по прозвищу Колготкин. Блокбастер DC о супергерое с мозгами подростка вполне может стать главным guilty pleasure апреля.


"Шазам". Кадры предоставлены прокатчиком


Елена Громов



 

Рекомендуем

Спартак Мишулин. «Я могу вернуть людям детство»
Выставка «Искусство силуэта «Театр теней» К. Севастьянова»
Кинофестиваль BLICK’15: Женщина в поиске
Кино. Премьера. "Братья из Гримсби"
В Россию с любовью («Игры шпионов», реж. Доминик Кук)
Ложная мизантропия. Эдгар Дега
Тамара Семина. Жертвенность в любви и в искусстве
Счастливчик Джим ("Удача Логана" реж. Стивен Содерберг)
Желанный аксессуар. От французской элегантности к ювелирной роскоши
Изобретатель Луи Жан Люмьер