Заметки о национальном конкурсе. Немного о фильмах и итогах BEAT-2017
VIII фестиваль нового документального кино Beat завершился в Москве и готовится к путешествию по другим городам России. Какими были фильмы из третьего сборника национального конкурса, что предстоит увидеть зрителям из регионов и что хочется посмотреть снова?
ARTEMIEV: Интервью Документальный фильм об артисте, каких, в общем-то, много, сделан стандартно, но качественно и ярко. Известный девочкам двухтысячных как Паша из «Корней» – на радио, в студии звукозаписи с группой, на встрече со студентами и дома, среди творческого беспорядка. Алиса Гребенщикова спрашивает его о Москве, о творчестве, которое началось главным образом после ухода из «Корней», и о поклонницах, которые, как говорит музыкант, по старой памяти «фотографируются с Пашей Артемьевым из группы «Корни», а не с Пашей Артемьевым из группы ARTEMIEV». Он уже не кумир миллионов и будто не верит в собственную популярность (или лукавит?). Студенты делают с ним селфи, но на лекции позволяют себе есть и спать – такая духовная пища им не так уж близка. Однако на работе Паша-тихоня из «Корней» теперь больше похож на заводилу в контексте группы ARTEMIEV. Другие участники – с ним на равных, но все же повышенного внимания к более известному музыканту в кадре не избежать. От обычного фильма об артисте «...интервью» отличает непосредственность общения – Павел не «рисуется» перед камерой, почти не держит дистанцию с режиссером Маргаритой Захаровой. Фильм дополнен приятными и не «заезженными» видами ночной Москвы, а также музыкой группы ARTEMIEV. И возможно, что выросшим девочкам двухтысячных этот зрелый Паша тоже придется по вкусу – не только в память о юности, но и просто потому, что саунд хорош, и текст интересен. А сам авторский фильм вполне органично смотрелся бы на федеральном телевидении в выходной.
2 или 3 вещи, которые я знаю о Ростове-на-Дону Вот эта картина широкому зрителю, возможно, будет не до конца понятна, но отклик она уже находит. Алексей Захар, уроженец города комбайнов и джинсов, земляк Касты и Басты, показывает свою малую родину по мотивам годаровской ленты «2 или 3 вещи, которые я знаю о ней». Французского колорита добавляет первая часть на французском языке – конечно же, с субтитрами. Захар даже умудряется показать в Ростове весь мир: вот Нью-Йорк (бар-ресторан), а вот Париж (дорогой магазин). В фильме встречаются и тексты немецких философов (на языке оригинала), мемориальная доска Сабины Шпильрейн – ученицы Юнга и Фрейда; видит зритель и сомнительных личностей с ножом и «калашом», жизнь которых проходит под философский рэп на восточном языке. Многие кадры выполнены в фотоэстетике: не меняется ни ракурс, ни план, только наблюдение в одном кадре на несколько минут. «2 или 3 вещи...» – своего рода фильм-протест. На его создание Алексея Захара толкнули съемки чужого фильма о Ростове-на-Дону, с подходом к которым, по его собственным словам, режиссер был не согласен. На игровую основу ложатся документальные съемки города, который меняется, отбрасывает старые артефакты, которые пытается запечатлеть режиссер. «Если Артемьев будет жить – туалет уже изничтожили» – с юмором заявляет Захар, делая отсылку к другому фильму программы. Конечно, дело не в уборной – в Ростове закрываются кинотеатры, культурная жизнь смещается в торговые центры, а режиссер ловит на пленку дорогие ему места и моменты, пока не поздно. Кстати, здесь, на Московском фестивале BEAT фильм посмотрело неожиданно много жителей Ростова – и наверняка их будет еще больше, если BEAT Weekend приедет в их город. Бумажные звезды: фильм-победитель национального конкурса В кадре – летний детский лагерь, не избавленный от пережитков пионерского прошлого. Девочка Алина впервые в детском коллективе одна. Вскоре тоска под дому и маме сменяется на лагерную жизнь, походы на море, девичьи секреты, дискотеки, первые влюбленности и ночные разговоры с соседками. Но рядом с ней, на соседней кровати, обитает Полина, которая не может или не хочет вписаться в коллектив, отказывается вырезать бумажные звезды и мечтает о тертой моркови бабушкиного приготовления. Режиссер Марина Захарова следит за их взаимоотношениями, построением иерархии в детском коллективе, попытками самоутвердиться или, наоборот, проявить сочувствие. Несмотря на подростковые проблемы героинь, фильм очень радостный, светлый и смешной. Чего стоит сцена, в которой дети уныло-уныло поют песню о том, как им хорошо в лагере, или разговорчики о том, как девочка встречалась с мальчиком, а потом он поцеловал другую «в губы... то есть в щеку». Дети – возможно, лучшие актеры, а когда они не играют – смотрятся в кадре ничуть не хуже. Обязательно нужно отметить мастерство Марины Захаровой, которой удалось не разрушить атмосферу непосредственного общения и не вмешаться в происходящее самим фактом появления камеры в пространстве действия.
Яна Ларина |
Рекомендуем |