Жан Габен: как на этот раз он испортит вам настроение?
В 1987 году любимцу публики французскому актеру Жану Габену присудили премию «Сезар» за вклад в кинематограф, за дух демократизма, за силу воли и уважение к сильной личности. Посмертно.
В течение всей жизни актера сопровождали болезненные падения, а порой и совсем казалось, что карьера окончена: шутка ли, сняться за 5 лет в нескольких крупных картинах, одна за другой провалившихся в прокате. Однако Жан Габен умел сохранять хладнокровие, так не свойственное его горячей натуре. Он никогда не относился к кинематографу серьезно, да и актером он стал случайно. Невыносимый, угрюмый, ворчливый – таким он был уже с молодости.
Выяснять отношения и скандалить научился в детстве. Жан был нарочито грубым с отцом, артистом кабаре, отзываясь об актерах как о «куче тряпья». Однажды от отчаяния и невозможности найти общий язык с сыном отец взял его в кабак в надежде заслужить мужское одобрение мрачного подростка, а тот лишь презрительно поджал губы. В корне такого поведения лежала глубокая обида за отца, Жан жалел его, переживал из-за страданий, которые мучили отца: он так и остался непризнанным актером, хватающимся за любые ничтожные роли, лишь бы сделать еще несколько шагов по сцене и почувствовать на себе взгляды зрителей.
К 18 годам Жан Алексис Монкорже (его настоящее имя) успел потаскать мешки с углем, поработать на сталелитейном заводе, обзавестись выдержкой и трудовыми мозолями. Жан добровольцем ушел на фронт, участвовал во французском Сопротивлении. Могли ли творческие неудачи сломить такого человека? Сомневаюсь.
Фердинанд Монкорже, отец Жана, обнаружив в сыне необыкновенные запасы трудолюбия, пинками и угрозами загнал в творческую труппу «Фоли-Бержер». Сын сдался из жалости: не хотелось перечить пожилому, раздавленному карьерным провалом и нищетой отцу. Для 20-летнего Жана все было одинаково: что чертыхаться и распевать песенки в порту, что делать все то же самое на сцене. Он не видел особенной разницы между игрой в дешевом спектакле и тяжелыми мешками с углем. Работал как вол, ждал прибавки к жалованию, а потом ушел служить на флот.
Что послужило причиной резкой смены взглядов, не знает никто, но после завершения военной службы молодой человек, взяв псевдоним «Жан Габен», начинает штурмовать шоу-бизнес: играет любые роли в парижских мюзик-холлах и опереттах, поет, сводя с ума женскую половину слушателей своим хриплым голосом в прокуренных кабаре. Где-то не полпути между выступлениями в кабаках Жан попадает в состав театральной труппы, которая совершает турне по Южной Америке. После возвращения ему уже предлагают работу в легендарном «Мулен Руж», где и был замечен продюсерами его талант: Жану предлагают роли в театрах, а в 1928 году он играет в немых фильмах, хотя синематограф он заочно презирал еще больше, чем сцену.
Перед самой войной Габен сказал: «Я карабкался наверх против собственной воли. В своих первых картинах я снимался без надежды, без энтузиазма. Но теперь другое дело». Признание к актеру пришло лишь в 1934 году благодаря роли в фильме режиссера Жюльена Дювивье «Maria Chapdelaine». Успев сняться в 11 дешевых, откровенно никчемных фильмах, актер повстречался с Жаном Ренуаром, который и сделал его «тем самым Габеном». Забегая немного вперед, скажу: удивительно, как человек, так презрительно относившейся к актерству, так упорно и кропотливо шел к своему успеху. Габен ведь из когорты тех немногочисленных профессионалов своего дела, кому удалось сыграть и в немых, и в звуковых фильмах, реализовать себе на сцене, хотя всю жизнь Жан будет называть себя «лодырем и лавочником».
При этом критики не выносил, увидев нелестную рецензию, мрачнел и жаждал крови, а вот похвалу принимал как должное. Возвращаясь к творческому союзу Габена-Ренуара, скажу, что именно этому режиссеру удалось прощупать сущность актера и вытащить ее наружу. Если раньше, веселя публику, Габену приходилось надламывать свою угрюмую натуру, то у Ренуара он оставался собой: человек-скала, сильный и терпеливый одиночка. На экране он жил, без капли притворства, играя самого себя, каждый раз срывая бурю аплодисментов. Все его сцены гнева – настоящие, Жан мог криком кричать на режиссеров и сценаристов, требуя попеременно то убрать или добавить деталей к роли или пригласить нужных ему актеров в картину.
Не один раз Жан поплатился за свой крутой нрав на площадке: увольнение стало вполне обычным финалом, но актер никогда о таких вещах не сожалел. За его бурным темпераментом и грубой внешностью скрывались тонны таланта, которые не могли остаться невостребованными, и трепетное сердце, за которое ему прощали многое. Вот что в своих воспоминаниях пишет его сын: «Мой отец был прирожденным пессимистом. С ним было непросто каждый день жить бок о бок, он постоянно бросал тень на «белоснежную картину счастья». Если все шло хорошо, ему казалось это настолько странным, что он находил способ изобрести какую-нибудь «проблему», испортить всем настроение. Но мы все равно любили его без остатка…»
Габен, как и многие артисты, был до поры до времени аполитичен. Война ударила по нему очень сильно, он был растерян, раздавлен, но… уехал сниматься в Америку, оставив оккупированный Париж. Там он и встретил Марлен Дитрих, с которой у актера был красивый и яркий роман. В Штатах Габена оценили по достоинству. Американцам нравился его «настоящий французский шарм». Это его и спасло. Чтобы играть в Голливуде, нужно было знать английский язык, которого Жан не знал и учить не желал. Дитрих в своих мемуарах вспоминала, как втолковывала Габену текст, а он, как мальчишка, прятался от нее в саду своего дома в Брентвуде.
За всю свою жизнь актер был дважды женат, у него родилось 5 детей. Однако по его собственному признанию, самой его большой любовью была и останется несравненная Марлен Дитрих. Вот что писала в своих мемуарах Дитрих: «Актерский талант Габена известен всему миру. Но о его чуткости, деликатности знают немногие. Его внешняя грубоватость и жесткие манеры – наигранны. Он – самый чувствительный, самый нежный из всех, кого я встречала. Он словно малое дитя, которому хочется, чтобы его любили, и такой он мне был особенно близок. Моя любовь к нему осталась навсегда. Он никогда не просил доказывать ее, не такой он человек».
Жану Габену не нравилась его голливудская авантюра. Он оказался там потому, что другой возможности заработать деньги у него не было. И он решает уйти добровольцем на фронт. Он садится на эсминец, отплывающий из Нью-Йорка в Марокко. Расставаясь с Дитрих, они клянутся друг другу, нет, не в верности, а в вечной дружбе, как это делают дети. По пути в Марокко эсминец затонул, однако Габен чудом выжил. Зимой 1944 года Марлен приезжает во Францию, поддержать солдат. Выпросив у сержанта джип, она отправилась на поиски возлюбленного, словно чувствую, что он где-то поблизости. Момент встречи двух актеров даже запечатлен на пленку. «На одном из танков я заметила, нет, скорее почувствовала его. Он стоял спиной ко мне. Я позвала его, он мгновенно оглянулся и заорал «черт возьми!», потом спрыгнул и обнял меня. Едва я перевела дух, как раздался звук трубы, и через несколько минут ничего уже не осталось, кроме огромной тучи пыли и затихающего рева мотора». Габен жутко боялся электричества, но выбрал танковые войска.
Он всегда делал то, что страшно. На фронте он не прятался за бронь, которую давали «звездам». Он пошел воевать и всю трагедию и ужас войны испытал на собственной шкуре. Дитрих вспоминает: «Франция ничего не знала о том, что он сделал. Я была в бешенстве, а он – нет. Он был спокоен и занимался поисками жилья, чтобы где-то сложить свои немногочисленные пожитки, когда вернулся в Париж после демобилизации». После войны Жан снова стал собой, «жующей легендой», как назвал его один светский хроникер. Удивительно вот что: состоявшись в довоенном кино, карьера актера застопорилась. Его приглашали в качестве беспроигрышного варианта, но успеха картины не приносили, проваливаясь в прокате одна за другой.
Возрождение легенды началось в 1953 году в фильме «Не тронь добычу», которая была удостоена премии Венецианского кинофестиваля. На мой взгляд, настоящая популярность в ее современном прочтении пришла к актеру именно после 50-х годов. Именно эти фильмы сделали его имя бессмертным, а сыгранные роли без остатка раскрыли многогранный актерский талант. Давайте познакомимся с избранной поздней фильмографией Жана Габена поближе (искренне считаю, что эти фильмы актуальны и сегодня и принесут вам не меньше удовольствия от просмотра, чем современные модные блокбастеры):
15 ноября 1976 года Жан Габен, величайшая звезда французского кинематографа, умер от сердечного приступа в пригороде Парижа. Его тело было кремировано, а пепел развеян в море с борта военного корабля. В городке Мерьель, где в мае далекого 1904 года родился Жан Алексис Монкорже, был открыт музей имени актера, который действует и по сей день.
Ирина Аникеева
|
Рекомендуем |