«Жизнь в искусстве» Сергея Юрского
16 марта народному артисту Сергею Юрскому исполнилось 80 лет. Давайте заглянем за кулисы его жизни.
Родился он в 1935г. в Ленинграде. С самого детства воспитывался в творческой среде. Отец будущего артиста, Юрий Сергеевич Юрский, занимал пост художественного руководителя Московского цирка на Цветном бульваре, а мать, Евгения Михайловна Юрская-Романова, работала музыкальным педагогом. Фамилия, которую так прославил Сергей Юрьевич, - псевдоним отца, выбранный им еще в юности для выступления в гимназических спектаклях.
После окончания школы с золотой медалью, в 1952г. С.Ю. Юрский поступает на юридический факультет Ленинградского университета им. А.А. Жданова. Его увлекала будущая работа следователем. Годы учебы в университете пришлись на переходное время, когда менялось отношение к человеку и закону. Но как признается сам артист, в какой-то момент он понял, что его больше привлекала внешняя атрибутика этой профессии. Он хотел казаться следователем, подобно актеру Массимо Джиротти в драме «Под небом Сицилии». Ему нравилось чувствовать себя героем, восставшим против воровства и коррупции. Тогда же, по словам Юрского, пришло осознание, что «надо играть, а не притворяться, ибо притворство и театральная игра – вещи абсолютно несовместимые». Участие в спектаклях университетской театральной студии только укрепило его желание посвятить себя театру. И в 1955г. С. Ю. Юрский становится студентом Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского, мастерской Л.Ф. Макарьева.
Еще во время учебы он дебютирует на сцене Большого драматического театра им. М. Горького в пьесе В. Розова «В поисках радости» в роли Олега. Потом с успехом проходят спектакли «Океан» А. Штейна и «Божественная комедия» И. Штока, где Юрский играет Костю Часовникова и Адама. Знаковой ролью для него становится Чацкий в постановке Г. Товстоногова. В БДТ он пробует себя и в качестве режиссера, поставив по М. Булгакову «Мольера».
С. Ю. Юрский двадцать лет преданно служит БДТ. Но вследствие разногласия с властью и сложными отношениями внутри самого театра, он принимает болезненное решение покинуть труппу. Тогда же в 1978г. переезжает в Москву и связывает свою жизнь с театром Моссовет, где работает и как артист, и как режиссер. Помимо родного Моссовета, он активно сотрудничает с театрами МХТ им. Чехова, Школа современной пьесы. Юрский не раз признавался, что самым счастливым временем считает 90-е гг. Именно на этот период приходится пик его творческой карьеры.
Не менее плодотворно складывались его отношения с кинематографом. Поистине всенародную любовь принесли ему картины «Республика ШКИД» (1966г.), «Золотой теленок» (1968г.), «Место встречи изменить нельзя»(1979г.), «Любовь и голуби»(1984г.).
С. Ю. Юрский считает себя перфекционистом. Это, по словам артиста, основная слабость его характера. Но благодаря стремлению во всем дойти до самой сути он каждый раз раскрывается перед зрителем с новых непознанных сторон. Превосходный прозаик, сценарист, драматург, выдающийся чтец с огромным колоссальным репертуаром. Однако такая востребованность в профессии не оградила артиста от одиночества. Он честно признается, что люди близкие ему ушли из жизни, люди отдалившиеся, так и остаются вдалеке. Полное погружение в работу требует огромных сил и концентрации, поэтому только узкий круг семьи в лице жены, актрисы Натальи Теняковой, дочери Дарьи Юрской и двух внуков составляет его окружение.
«Жизнь в искусстве» Сергея Юрского интересна и очень насыщена. Сегодня его можно увидеть на подмостках родного Моссовета в спектаклях «Предбанник», «Полонез, или Вечер абсурда», «Фома Опискин». На сцене театра им. Ермоловой с успехом идет совместный проект «Полеты с ангелом. Шагал», где Юрский за несколько часов сценического действия успевает сыграть шесть разных образов, что для артиста является высшей проверкой мастерства.
Елена Полянская
|
Рекомендуем |