Партнеры Живи добром

190 лет Египетскому мосту в Петербурге


В 1798 году началась компания Наполеона по завоеванию Османского Египта. Она сопровождалась не только масштабным вывозом в Европу находок древнеегипетской культуры, но и основанием в том же году Института Египта. В 1802 году сопровождавший поход императора труженик отделения искусства этого института гравер Доминик Виван Денон издал в Париже серию зарисовок архитектурных памятников древней цивилизации на Ниле. Всё это вызвало настоящую волну «египтомании» в Европе, сила которой была настолько велика, что докатилась она и до ориентированного на запад Санкт-Петербурга. Наивысшей точкой здешнего её распространения стала установка в 1834 году на специально спроектированной напротив Академии Художеств архитектором К.А.Тоном гранитной пристани двух великолепных, найденных ещё в 1820 году близ Фив, сфинксов, изображающих фараона Аменхотепа III. 

Египетский мост.jpg

Герой нашей статьи, Египетский мост, соединяет в створе Лермонтовского проспекта Покровский и Безымянный острова Северной Венеции. Обладающий наиболее трагичной судьбой из всех скульптурных мостов Петербурга, Египетский мостик был разрушен в 1905 году и возведён вновь уже по другой технологии только к 1955 году. Тем не менее, ни жители города, ни краеведы не разделяют истории двух этих переправ через Фонтанку, закономерно считая их составляющими одной общей жизни. Сооружённая на прежнем месте новая переправа была выдержана в той же, что и его предшественница, египетской стилистике, имеет схожую с ней по композициию: украшенную цветами лотоса ограду и охраняемая всё теми же чугунными сфинксами, отлитыми по проекту признанного русского скульптора Павла Петровича Соколова, автора не менее прекрасных скульптур Львиного и Банковского мостов, а также известной царскоселькой красавицы - «Девушки с разбитым кувшином».

Первый Египетский мост был открыт в 1826 году и назывался Новым цепным мостом, далее Египетским цепным мостом и только в 1867 году получил своё современное лаконичное имя. Однопролётный цепной висячий мост конструктивно практически копировал прошлое дитя своих авторов - Пантелеймоновский мост у Летнего сада. На ряду с некоторыми техническими усовершенствованиями на славу потрудившийся в России немецкий инженер Вильгельм фон Треттер и русский архитектор Василий Александрович Христианович разработали для этого сооружения особенно яркое декоративное оформление, богатое настолько, что краеведы и сейчас не могут объяснить мотивацию установки столь масштабного парадного моста в отдалённом районе города.

Египетский мост в Санкт-Петербурге.jpg

Особенностью художественного решения моста стали арки - пышно украшенные золочёным орнаментом египетские порталы, на карнизах которых был изображён бог солнца Ра. Чугунные ограды моста, цепи и сами порталы были выкрашены в имитирующий старую бронзу коричневый цвет, но имели праздничные, покрытые сусальным золотом элементы.

Прослужив 79 лет, в январе 1905 году, не выдержав веса проходивших по нему навстречу друг другу 11 саней и эскадрона гвардейской кавалерии, мост обрушился. К счастью, обошлось без человеческих жертв, но трагедия произвела на общество настолько сильное впечатление, что вскоре после разбора остатков обрушившейся конструкции был разобран и Пантелеймоновский мост, построенный по той же, потерявшей теперь доверие, технологии.

В тяжёлые для страны годы вопрос о восстановлении Египетского моста не поднимался, горожане пользовались временной деревянной переправой в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко). И только в 1955 году городу был подарен новый металлический мост. Авторы проекта, инженер В.В. Демченко и архитекторы П.А. Арешев и В.С. Васильковский, не ставили перед собой задачу реконструкции прежней версии моста. Реализован был значительно более скромный, но сохранивший «древнеегипетский» облик сооружения проект. Это позволило ему унаследовать от предшественника и название, и соседство со сфинксами. 

Помнящие трагедию 1905 году, они и сами пережили несчастный случай. В 1989 году одна из скульптур, сбитая автомобилем, упала в воды Фонтанки, а в ходе одной из последующих реставраций были обнаружены серьезные повреждения, полученные сфинксами в годы войны.

Всё это мост пережил и празднует сегодня 190-летие. Органично дополняющий панораму реки, украшенный золотом и фигурами сфинксов, Египетский мост и сейчас напоминает нам о том далёком общеевропейском периоде романтического увлечения египетской культурой, а извлечёнными из стен рвов Инженерного замка гранитными береговыми устоями - о связанном с императором Павлом Петровичем периоде русской истории. На ряду со сфинксами у Академии Художеств Египетский мост стал одним из тех мест в Петербурге, где приоткрывается сущность всей русской культуры: сложность внутренних её взаимосвязей, открытость и Западу и Востоку, её невероятная восприимчивость, трогательная её «всемирная отзывчивость».

мост Египетский.jpg

С днём рождения, Мост!

 

Валерия Цыганова



 

Рекомендуем

Испорченные каникулы («Человек-Паук: Вдали от дома» реж. Джон Уоттс)
Ривер Феникс: живи быстро
Beat Film Festival 2016 - фестиваль документального кино о новой культуре
Рени Гвидо — подражатель античности или мастер высокой техники?
Итоги первого тура XI Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
XVIII New British Film Festival. "Бесит быть нормальным"
ММКФ 2020: память, гендер и ПТСР
Генрик Сенкевич: «Счастье там, где человек его видит»
Объединённые эстетикой цвета
Mercedes-Benz Fashion Week Russia 30-й сезон. Третий день