Медный всадник — страж Санкт-Петербурга
233 года назад — 18 августа 1782 года в столице Российской империи — Санкт-Петербурге готовились к торжествам. Праздничные мероприятия по размаху соответствовали замыслу и значимости события. Военный парад, прибытие императрицы Екатерины II в парадном платье и короне по Неве к зданию Сената, речь правительницы, барабанная дробь, падает полотняная завеса и затаившие дыхание зрители впервые увидят памятник, который спустя полвека, благодаря поэме А.С. Пушкина, получит название Медный всадник. Так Санкт-Петербург приобрел один из своих самых запоминающихся символов, ставших визитной карточкой города.
История создания грандиозного для того времени по замыслу и исполнению монумента началась с идеи Екатерины II увековечить образ царя-реформатора, создателя Российской империи и основателя Санкт-Петербурга. Не сразу нашелся мастер, готовый рискнуть и попытаться воплотить задуманное императрицей. Таким смельчаком оказался уже немолодой, 50-летний француз Этьен-Морис Фальконе, до этого времени больше известный как скульптор малых форм (небольшие изящные статуэтки он создавал на знаменитой севрской фарфоровой фабрике), но всегда мечтавший о создании монументального произведения. Получив, благодаря рекомендации своего друга Д. Дидро, предложение работать в далекой России, Э.-М. Фальконе согласился без колебаний.
Даже небольшой для такого крупного заказа гонорар в 200 тысяч ливров, отпугнувший многих именитых скульпторов, не остановил Фальконе. В 1766 году вместе с помощницей и ученицей 17-летней Мари-Анна Колло скульптор прибыл в Санкт-Петербург и работа закипела. Титанический труд по созданию самого большого, на тот момент, в стране монумента продолжался 16 лет, сам скульптор и все, кто работал над созданием памятника — а их было немало: Мари-Анна Колло, создавшая голову монумента, архитектор Юрий Фельтен, руководивший планировочными работами, а также завершавший работы по созданию Медного всадника после отъезда Фальконе во Францию, русский скульптор Федор Гордеев, литейщик Василий Екимов и другие — столкнулись со многими трудностями и препятствиями. Поиски камня для постамента, сложнейшая, потребовавшая необычных инженерных решений транспортировка его в Санкт-Петербург, занявшая без малого полгода, крайне сложная отливка самого монумента, с которой не справился даже именитый французский литейщик — все это пришлось преодолеть создателям Медного всадника. Но результат превзошел все ожидания и стоил всех этих трудов: гордая фигура Петра I на вздыбленном коне вознеслась над Сенатской площадью на скале, похожей на гребень волны. Основатель города на Неве с достоинством оглядывает свое творение, подняв руку, словно приглашая всех вокруг оценить масштаб проделанной им работы.
С самого своего открытия памятник стал не только символом города, но и породил множество городских легенд. Одна из них гласит, что Санкт-Петербург находится под охраной Медного всадника, и пока он на своем месте с городом ничего не может случиться. Действительно, монумент никогда не покидал города на Неве. В самые тяжелые дни — дни ленинградской блокады, сопровождающиеся непрерывными бомбежками и авианалетами, он также нерушимо стоял посреди Сенатской площади, хотя и был закрыт деревянными ящиками и мешками с песком. После снятия блокады и удаления защитных ограждений Медный всадник вновь увидел свет, а вскоре на груди его появилась нарисованная кем-то медаль «За освобождение Ленинграда». Рисунок долго не стирали, ведь Медный всадник так же мужественно, как и горожане пережил все 900 дней блокады. Светлана Верховская |
Рекомендуем |