Мир, каким он может стать
В последнее время можно заметить рост интереса к такому жанру в литературе и кинематографе, как антиутопия. Пишутся книги, по книгам снимаются фильмы, и все они показывают нам мир после Великих изменений, будь то война или какой-либо катаклизм, мир с жёсткой системой, которая подавляет и угнетает людей. И мы с любопытством заглядываем за черту, которая отделяет нас от живущих такой жизнью людей, одни из которых смирились, а другие продолжают бороться. Возможно, наш интерес неслучаен. Само понятие «антиутопия» как жанр в литературе, а позднее и в кинематографе, сформировалось в противовес утопии, главной целью которой было описание идеальной модели общества. С древнегреческого языка утопия переводится как «место, которого нет». Сам термин происходит из одноимённого произведения Томаса Мора, где Утопия – это остров с «наилучшим устройством государства». Антиутопия, в свою очередь, представляет критический взгляд на утопическое общество и как можно более детальное описание всех негативных сторон последнего.
Близость к научной фантастике определяет немаловажную роль воображения, яркие образы и идеи которого распространяются на многие, а в некоторых произведениях и на все сферы человеческой жизни. В фильмах и книгах о будущем мы сталкиваемся с невероятными технологиями, которые кажутся нам несбыточной мечтой. Однако некоторые из них становятся реальностью в наши дни. Примером может послужить аппарат, напоминающий наушники в книге Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Или кроссовки со шнурками, завязывающиеся сами собой из кинотрилогии «Назад в будущее», которые подтолкнули компанию Nike на претворение данного продукта в жизнь. Можно отследить тенденцию, что, начиная примерно с 2000 годов, интерес к антиутопии увеличивается с ростом количества выпускаемых книг и фильмов данной тематики. С 2010 года произведения в жанре антиутопии, направленные на определенную аудиторию – в данном случае на молодёжь – становятся бестселлерами и тут же экранизируются.
С голливудского конвейера сходят произведения, проработанные до мельчайших деталей, начиная с сильного главного персонажа, который обладает определённым набором черт характера, и заканчивая структурой – книги обычно представляют собой трилогию, экранизация – четыре фильма, так как последняя книга делится на две картины. Классическими представителями подобного продукта являются недавно закончившаяся франшиза «Голодные игры» (автор книг Сьюзен Коллинз) и серия на стадии завершения «Дивергент» (автор книг Вероника Рот). Следует также отметить, что акцент делается на сильного женского персонажа с активной жизненной позицией. Такая же тенденция просматривается в серии книг «Город Эмбер» (автор книг Джин Дюпро). В произведениях Евгения Замятина «Мы» и «1984» Джорджа Оруэлла, ставших каноном в жанре антиутопии есть женский персонаж, однако, он является второстепенным по отношению к мужскому.
Условно книги и фильмы в жанре антиутопии можно разделить на две группы: будущее после Войны (например, уже упомянутые «Голодные игры», «Дивергент») и будущее после серьезного катаклизма, который в некоторых случаях связывают с природными явлениями, в других – с результатом деятельности человека («Валл-и», «Идиократия»). Существуют произведения литературы и кинематографа, которые скорее акцентируют внимание на отдельных аспектах жизни, регулируемых тем или иным образом, а не на начальной точке появления жёсткой системы общества. В фильме «Время» 2011 года главным ресурсом и «разменной монетой» является время. Картина «Лобстер» 2015 года показывает судьбу людей, которые по каким-то причинам остались одинокими. «Не отпускай меня» 2010 года рассказывает о необычных способах лечения. В произведении «Мы» описывается строго регулируемая интимная жизнь членов общества. В книге Джорджа Оруэлла «1984» постоянно переписывается история. Насчёт информации и того, как она преподносится в современном мире, автор в какой-то степени оказался прав: примером может послужить фильм «Плутовство» 1997 года.
Всё это в наивысшей степени подогревает наш интерес к данному виду фильмов и книг. Современный мир, в котором нам посчастливилось жить, находится на некой грани, где безумные антиутопические идеи становятся реальностью. Но ведь есть и обратная сторона. Что, если описанные жёсткие системы общества, подавляющие индивидуальность людей, строго регулирующие жизнь каждого, следящие за каждым движением гражданина того или иного государства, в какой-то момент воплотятся в жизнь? Будем надеяться, что повышенный интерес к данной теме вызван не столько приближением антиутопической эпохи, сколько желанием и стремлением ее предотвратить.
Гузель Бутаева
|
Рекомендуем |