Партнеры Живи добром

Из пространства света и дыма. "Идиот" в театре Моссовета


Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» необычайно популярен в театральной и кинематографической среде. Секрет успеха этого произведения в его неисчерпаемой глубине. При постановке произведений Достоевского перед каждым режиссером стоит непростая задача – внести в свое представление нечто принципиально новое, то, что могло бы выделить постановку из ряда других. Свой вклад в раскрытие великого произведения всех времен и народов вносит и режиссер театра имени Моссовета – Юрий Еремин.

Безусловно, сложно вместить такое огромное и многогранное произведение в рамки небольшого спектакля. Но режиссеру это удается, причем весьма легко и непринужденно. Им с удивительной точностью передается основной сюжет романа. Даже непосвященный зритель без проблем сможет вникнуть в суть.

По замыслу режиссера, спектакль поставлен в духе минимализма: минимум декораций и реквизита. Особую атмосферу же создает музыкальное и световое сопровождение, которое задействовано в наиболее кульминационные моменты постановки.


"Идиот". Захар Комлев-Рогожин, Дмитрий Подадаев-князь Мышкин. Фото Елены Лапиной


В спектакле немного изменен порядок произведения. Первая сцена спектакля знакомит нас с Настасьей Филипповной и ее гостями. И уже позднее мы встречаем главного героя Достоевского - князя Мышкина в исполнении Дмитрия Подадаева, который появляется из пространства света и дыма, словно ангел, спустившийся на землю. И, действительно, его появление в судьбах других героев весьма символично. Каждый из них утопает в своих страстях и ищет спасенья. А князь Мышкин своей честностью, чистотой мыслей и отсутствием всяческой злобы оказывает особое влияние на их умы и сердца. Но, несмотря на доброту и искренность князя, он часто оказывается обижен окружающими. То и дело его толкают, обзывают и оскорбляют. Все тяготы он переносит с поистине христианским смирением.

Помимо князя режиссер делает акцент и на героине Настасьи Филипповны. Не зря ведь и спектакль начинается со знакомства с ней. С первых минут действия зритель погружается в ее историю и осознает истоки ее такой сложной и противоречивой натуры. Образ Настасьи Филипповны, блистательно переданный Екатериной Гусевой, оставляет поистине неизгладимое впечатление. Она выделяется на фоне других героинь не только своим непредсказуемым поведением, но и своими шикарными нарядами в красно-черных тонах, которые под стать ее роковому характеру. Окруженная коршунами лишь в князе она находит «человека» и влюбляется в него. Но, боясь погубить, героиня мечется между ним и его полной противоположностью - Парфеном Рогожиным в исполнении Захара Комлева, что кончается для нее весьма трагично.


"Идиот". Екатерина Гусева-Настасья Филипповна. Фото Елены Лапиной.


Отдельно стоит отметить сцену на качелях, где происходит разговор на повышенных тонах между Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной в исполнении Анастасии Прониной. Эта сцена представляет невероятный накал страстей, случившийся между этими двумя женщинами, полюбившими князя Мышкина.

Особую симпатию в постановке вызывает герой Фердыщенко в исполнении Владислава Боковина. На протяжении спектакля он разряжает атмосферу своими репликами и шуточным поведением, а его украинский говор придает ему особый колорит.

Концовка спектакля представлена режиссером также весьма символично: вдоволь испытавший страсти этого мира, князь Мышкин уходит туда, откуда пришел - в пространство света и дыма. А зрителю предоставлена возможность погрузиться в философские размышления и проецирование произведения на жизнь современного общества. Ведь именно в этом, как можно предположить, и есть та самая основная цель режиссера – затронуть умы и сердца зрителей, дабы пробудить в них важные мысли и чувства. А это как раз то, что так необходимо современному человеку, живущему в быстроменяющемся мире, в котором так мало времени остается на серьезное и глубокое осмысление действительности.


Анна Некрасова



 

Рекомендуем

Акутагава Рюноскэ. Одержимый творчеством
Владимир Немирович-Данченко – новатор русского театра
Мода и кино. История идеальной дружбы
Кровавые картины Сандро Боттичелли
Как герой, столь славный своею мудростью, неистов стал от любви
Надень очки и смотри («Первому игроку приготовиться» реж. Стивен Спилберг)
Новая ювелирная коллекция Coco Crush от Chanel
Двадцатилетний забег Форреста Гампа
Прощай, Анна! “Каренина” на фестивале Solo
Жаклин Дюрран: художник совершенства без запятых