Лопе де Вега. «Феникс испанского остроумия»Жизнь величайшего испанского драматурга Лопе де Вега была полна любовных приключений, авантюр и неожиданных поворотов не меньше, чем любая из написанных им пьес. Писатель, которого называют создателем национальной испанской драматургии, появился на свет в Мадриде 25 октября 1562 года. Его отец занимался золотошвейным ремеслом. С ранних лет Лопе де Вега поражал своей одаренностью: вероятно, сейчас его назвали бы вундеркиндом. К пяти годам он мог свободно читать и изъясняться на испанском и латыни, а в шесть сочинял стихи, ещё не умея писать. Его первая пьеса была поставлена в театре, когда де Вега не исполнилось и четырнадцати лет. Отец Лопе де Вега не пресекал творческие наклонности сына, напротив, видя его способности, отдал его учиться в Иезуитскую школу. Де Вега был истинным человеком эпохи Возрождения: его таланты и интересы не ограничивались лишь литературой. Он увлекался астрономией, изучал математику, всегда был открыт новым знаниям. Мировоззрение мастера складывалось под влиянием движения Реконкисты, главной идеей которой было освобождение Испании от мавританского владычества. Именно по этой причине де Вега никогда не был художником, погружённым только в своё творчество, а все его произведения пронизаны духом патриотизма и свободы. Когда ему исполнился двадцать один год, де Вега поступил добровольцем в армию и участвовал в походе на Азорские острова, а спустя некоторое время вступил в прославленную «Непобедимую Армаду». Активная гражданская жизнь нисколько не мешала ему заниматься писательством, ведь в двадцать с небольшим Лопе де Вега был уже достаточно прославленным автором. Биография де Вега содержит немало любовных историй: в 1588 писатель оказался за решёткой из-за саркастических памфлетов в адрес соперника, а позже суд и вовсе изгнал его из Мадрида на несколько лет. Причиной же стала будущая жена писателя, Изабель де Лопе, которую де Вега тайно выкрал. После свадьбы супруги поселились в Валенсии, где он смог полностью сосредоточиться на своём творчестве. Семейное счастье, однако, продлилось недолго. Изабель скончалась спустя семь лет, а позже ушли из жизни и две их маленькие дочери. После постигших его трагедий де Вега возвращается в Мадрид и поступает секретарём на службу к герцогу Лемосскому. К этому же периоду относится и знакомство де Вега с его следующей супругой – Хуаной Гуардо. Писатель вновь обрёл семейное счастье, но и оно оказалось недолгим. Сначала умер сын Лопе и Хуаны, а вскоре скончалась и она сама, не пережив горя. Лопе де Вега остался с дочерью Фелицианой, которой отдавал всю свою любовь. Череда трагедий так повлияла на де Вега, что в 1614 году, он вступил в религиозное братство и принял сан священника, после чего стал слугой святой инквизиции. Церковь и прежде пристально следила за драматургом, и, вероятно, приняла его в свои ряды неслучайно. Однако, монашеский сан не сделал Лопе де Вега более покорным, а его произведения менее свободолюбивыми и жизнерадостными. Церковная цензура вырезала из пьес огромные куски, а в 1625 наложила полный запрет на публикации. Кажется, что судьбе было мало постигших де Вега несчастий. Последняя, третья жена драматурга, Марта Неварес ослепла и впала в безумие. Любовь продлилась шестнадцать лет, до самой смерти Марты. Именно эту женщину Лопе де Вега впоследствии увековечил в своих творениях под именем Амарилья. В 1634 году во время ловли жемчуга погибает сын Лопе де Вега, а его младшая дочь была похищена и изнасилована, после чего несчастная девушка ушла в монастырь. Свою последнюю пьесу де Вега создал за год до своей смерти, а за четыре дня поэму «Золотой век». Писателя не стало 27 августа 1635 года. Этот день считался днём траура для всей Испании. После смерти драматурга испанские поэты посвятили ему стихи, вышедшие отдельным сборником. Лопе де Вега считается одним из самых плодовитых авторов в истории: им было написано около 800 произведений, а первый его биограф утверждал, что более 1500. До наших дней дошли 470 пьес, огромное количество стихотворений, поэм и даже несколько теоретических трудов. После смерти де Вега наступил долгий период забвения его творчества: вторая половина ХVIII века для испанского театра был омрачена церковными запретами, ведь произведения де Вега не соответствовали канонам классицизма. В XIX веке народные пьесы также не пользовались популярностью. Вновь открыты произведения де Вега стали почти в середине ХХ века благодаря Фредерико Гарсия Лорке, поставившему одну из его пьес. Елизавета Воробьёва |
Рекомендуем |