Фестиваль "Пространство режиссуры." Второй день
Спектакль «Транссиб». Школа студия МХАТ
За основу постановки взята поездка «брусникинцев» на поезде от Москвы до Владивостока. Общение с людьми в поезде, как взгляд на Россию настоящую, демонстрация обнажённых эмоций и чувств, коллекция образов. Вербатим всегда будет интересен зрителю, так как это предоставляет возможность подсматривать: за чужой жизнью, чужими эмоциями слышать от чужих людей то, что вероятнее всего сказать бы не осмелился. Это рассказ о широте географической и широте духовной.
Мастер-класс педагогов мастерской Дмитрия Брусникина Анастасия Виноградова и Марина Васильева рассказали о важности духовной и энергетической. Научили студентов духовному единению с собой и пониманию роли.
Круглый стол. «Молодая режиссура в современном русском театре». Как облегчить становление в карьере молодых режиссёров? Одна из главных тем, которую обсудили участники фестиваля. Проблема глобальная, но решаемая. Входе обсуждения выяснилось, что возраст молодых режиссеров снизился, если обратить внимание не статистику за последние двадцать лет. По сравнению с периодом 2001-2008 года, большинство выпускников режиссёрских факультетов остаётся в профессии и в стране. Сегодня дело не в возрасте, а в режиссёрском чутье. Всё чаще можно услышать имена молодых российских режиссеров на международных площадках. Выпускники чаще выбирают работу в регионах и занимаются разнообразием репертуарных театров, что до некоторого времени было серьёзной проблемой из-за сложившихся стереотипов и нежелания что-то менять. Многие считали, что работа в регионах не способствует развитию карьеры и вообще является не самой престижной. С появлением в регионах Лабораторий молодой режиссуры, провинции заметнее, а приглашения молодым режиссёрам от региональных театров поступают всё чаще. Таким образом начала пропадать грань между школами столичными и региональными. Развитие таких Лабораторий стало важным каналом коммуникации для регионов и столицы, режиссёрских и актёрских школ, постановок и зрителей. Но при наличии плюсов есть и свои явные минусы. Региональные театры всё чаще приглашают молодых режиссёров по нескольким причинам: высокая активность, свежие мысли и небольшие гонорары. Высокая активность не всегда положительно влияет на отношения с коллективом театра. Основная масса театров в регионах-репертуарные, а это означает, что хочет режиссер ставить определённый спектакль или нет— никого особо не волнует. Из этого следует вывод, что подобная система поглощает режиссёров, как творческих личностей, влияет на качество постановок и не позволяет самореализоваться. Тем самым репертуарный театр, если с ним не бороться превращается в болото, в котором личность не обладающая особой активностью и настойчивостью погибает. Все действия в таком театре требуют усилий, порой даже актёрская труппа театра может мешать из-за нежелания работать в новой системе. Если человек обладает высокой работоспособностью, то сможет реализоваться в любом регионе и любом театре. Спикеры отметили, что происходит «мутация режиссёрского языка». Основное влияние на это оказывает бэкграунд режиссёров. Некоторые приходят в профессию из других направлений и областей, привносят что-то новое и своё в театр, привлекая новых зрителей и меняя представление о репертуарном театре. Свежесть мысли молодых режиссеров помогает искать им новые пути, отходить от стереотипа одиночной профессии, объединяться и искать варианты решения возникающих проблем совместно. Однако из-за возможности работать в разных местах, на разных площадках, в разных системах и с разными людьми порой влияет на качество работ и они выдают незаконченные постановки. Этот вопрос был затронут театральным критиком и драматургом Ольгой Федяниной. Она пояснила, что работа критиков становится неактуальной. Из-за высокой востребованности и частой смены площадок режиссер не может применить рекомендации критиков на практике и провести работу над ошибками. Небольшие гонорары молодых режиссеров безусловно привлекают руководство региональных театров, что как следствие даёт возможности для самореализации. Только у этого позитивного факта присутствуют свои минусы. В погоне за дешевой рабочей силой в лице режиссёров, региональные театры стали экономить и на постановках, а это не может не отразиться на их качестве и репертуаре театра в целом. Одной из проблем сегодня является и момент омоложения корпуса мастеров, в этим вопросом всё обстоит не так хорошо, как например с реализацией молодых режиссеров в стране, хотя решение этой проблемы напрямую зависит от них. Из-за особой специфики существуют проблемы и с молодыми режиссёрами в области музыкального театра. Работа театрального режиссера в этом направлении не всегда становится возможной. В этой области не достаточно свежего взгляда, требуется ещё и высокий профессионализм и понимание классических канонов. Опера и балет привлекают режиссеров как тотальный жанр, но остаются сложными для реализации постановок. Спектакль «Неокончательный портрет». Театр Поколений
Спектакль «Неокончательный портрет» поставлен к 90-летию Зиновия Корогодского. Это воспоминание его учеников и многогранность его характера отражены на сцене. Стоит отметить, что поэма Ханса Магнуса Энценберга «Гибель Титаника»—одна из составляющих спектакля, её перевели впервые для Театра Поколений. Она добавляет постановке немного постмодернизма. Спектакль биографичен, без лишнего сентиментализма, но саркастически и с юмором рассказывает зрителям о ключевых моментах в жизни мастера. Можно сказать, что в этом спектакле вернулся Зиновий Корогодский. Вернулся и позволил зрителям прожить часть своей жизни. Эта постановка о силе духа и о любви к своему делу, о стойкости и борьбе.
Мастер-класс художника-сценографа Олега Головко «Структура повествования-структура пространства»
Визуальные эффекты и декорации влияют на восприятие постановки не меньше чем текст. О том как воплощать в жизнь идеи режиссера и какие схемы декораций являются основными студентам рассказал художник-сценограф Олег Головко. За полтора часа слушатели узнали о том, что актуально всегда, а чего лучше не делать. На примере личных работ и историй из жизни мастер раскрыл все секреты.
Спектакль «Электра». Театр Наций Древнегреческие трагедии ставят нечасто, что уже не может не привлечь внимания. Трагедия написана Еврепидом более двух тысяч лет назад была показана в этот вечер на пермской сцене в последний раз. Спектакль «Электра» математически точный и идеально продуманный, стал одной из самых обсуждаемых работ режиссёра Тимофея Кулябина и был в репертуаре Театра Наций четыре года. Интеллектуальный синтез философии 20 века и античности. Соединение античного текста с современной формой даёт необходимый отстраняющий эффект, чтобы не погрузится основательно в натуральность. Перед зрителями целый аэропорт с табло вылетов и багажными тележками. В этой атмосфере созданной Олегом Головко пересекаются античность и современность. Пространство символизирующее в перепутье дорог. Периодически реплики героев контрастируют с трагической выстроенностью мизансцен. Актёры передвигаются по заданной траектории, застывают в красивых позах, мелькают красивые жесты. Открытое проявление эмоций выглядит фальшиво, периодически нарушая эстетику заданную в спектакле. Постановка «Электра» Европейский образец с точки зрения формы, стиля и эстетического решения. Звук в спектакле оттеняет происходящее. Первым появляется пассажир «танцующего», как символ настоящей местами фанатичной веры который взывает к Богу с просьбой вернуть семью потерянную в авиакатастрофе, но как свидетельствует табло «Боги молчат». Музыка на оглушительной громкости сопровождает его ритуал. Одинокий мужчина выступает вместо греческого хора. Танец скорее символизирует истерику. Первый акт возвышенно-церемониален, нарочито ритуален, голоса монотонны. Сценография статична. Аэропорт как знак времени, место обитания скитальцев, как пограничный пункт между жизнью и смертью. В первом действии сцены периодически напоминают замедленную съёмку. Электра погружена в себя и думает о мести. Принимает страдания как мученица. Монотонность жестов производит гипнотический эффект. Орест спокоен и целеустремлён. Трапеза похожа на духовное единение они готовятся к убийству и кровопролитию, обсуждая справедливость. Герои взывают к богам и просят отомстить за убийство отца. Антибожественные эпиграфы лауреатов нобелевской премии, которые проецируются на табло ставят под сомнение существование Бога. Они вносят свой особый смысл. Ученые аргументируют атеистические убеждения, что контрастирует с волей богов—основой данной античной трагедии. Первый акт может показаться затянутым, но в этом с кроется вся суть неторопливых и выразительных сцен. Во втором акте появляется натурализм, он кровав, динамичен и суетлив из этого получается энергия подлинности. Признаки театральности исчезают, у актёров максимальная естественность, что непривычно для зрителя контрастирует с первым актом. Жестокость для героев становится привычной и обыденной. Теперь происходящее на сцене больше напоминает криминальную хронику с бытовыми акцентами от Ореста. Как выяснилось в начале первого акта на ленте могут выезжать не только чемоданы и сумки, но и труп. Труп отчима, окровавленный и растерзанный в центре идеально чистого пространства аэропорта и Электра в состоянии аффекта глумящаяся над телом, высказывающая в истерике всё что накопилось. Орест превращается из героя в убийцу. Произошедшее не останавливает её и не заставляет задуматься над произошедшим. Под влиянием богобоязненных убеждений она входит в азарт, подобный трансу и подговаривает Ореста убить мать, тем самым восстановив справедливость за убийство отца и принеся богам жертву. Если во времена Еврипида подобное считалось чем-то героическим и в его понимании герои имели все основания отомстить за смерть отца, то сегодня происходящее воспринимается, как обычная кровавая «бытовуха». Фанатично прикрываясь богами герои лишь вымещают свою обиду, а убийство позиционируют, как жертвоприношение. Наступает полная дегероизация. Орест и Электра совершают поступок который с точки зрения современной морали оправдать невозможно. В подтверждение цитатам учёных, транслирующимся во время постановки, высшей справедливости не наступает. Если боги наблюдают за происходящим и молчат, то есть повод усомниться в них. В посттрагической ситуации все эмоции нивелированы, осознание того что высшая справедливость отсутствует приходит к Оресту в финале. У героев после произошедшего остаётся только чувство собственной обреченности, безразличие и усталость. Внутренняя пустота полностью разрушившая человека. Последняя реплика «Бога нет» произнесённая Орестом звучит подобно вызову. Орест не терзается морально-этическими нормами. В финале аэропорт заполняется людьми, которые заняты своими делами, Электра остаётся одна, верующий продолжает танцевать. Перед кем искупать вину, ведь в мире у тебя уже никого не осталось? На протяжении спектакля мысль об отсутствии Бога транслируется зрителю, но постановка скорее отражает конфликт воли человека и повеления высших сил. Через весь спектакль красной нитью проходит вопрос «Может боги не умерли, а просто их никогда не было?!», и наличие Бога лишь возможность оправдать преступление. Ведь грань между героизмом и преступлением в отсутствии Бога неопределима.
Фото: Юлия Трегуб Катерина Гольцман
|
Рекомендуем |