Партнеры Живи добром

Театр свободы в душной блокаде


Искусство живо тогда, когда к нему обращаются с обнаженными душами. А что может обнажить душу сильнее, чем та страшная война, о которой все помнят. Далеко не редки случаи, когда в самые трудные времена люди смотрели именно на творческую жизнь и творческий рост как на единственный выход, единственный способ выразить невыразимое. Искусство успокаивает, искусство отвлекает, искусство очищает. Поэтому во время войны, революций и бедствий, как ни странно, к творчеству тянутся.

Блокадный ленинград

В блокадном Ленинграде людям что-то такое светлое было необходимо, как воздух. И вот 18 октября 1942 года по распоряжению Ленинградского комитета искусств на первом этаже здания «Пассаж» торжественно открывает свои двери Театр имени В. Ф. Комиссаржевской, актрисы, знаменитой своим сотрудничеством с самим Станиславским и талантливой игрой на сцене Александрийского театра. Назвали его так в честь Веры Федоровны Комиссаржевской, потому что в начале двадцатого века на том же месте существовал ее собственный Драматический театр, где режиссером-постановщиком работал гениальный Мейерхольд. Однако многие постановки оказались провальными, и на место Всеволода Эмильевича был приглашен поэт-символист Брюсов, но и под его руководством дела не шли в гору. Так после двух неудачных попыток театр закрывается до того самого 1942 года. Премьерой и постановкой открытия, или скорее повторного открытия, Театра имени В. Ф. Комиссаржевской стала пьеса Константина Симонова «Русские люди». Довольно символично, что эта пьеса – один из первых творческих откликов на все происходящее в то время и что именно она была первенцем театра. История о том, как люди не падали духом, как продолжали жить, любить и мечтать непременно оживляла и души жителей блокадного Ленинграда. И благодаря этому, театр процветал. За его стенами бродил страх, смерть и отчаяние, но здесь, в зрительном зале и на небольшой сцене, существовал свой мирок, на несколько часов защищавший горожан от страшного слова «война».

театра им Комиссаржевской

Спектакли начинали в пять дня, чтобы зрители и труппа успели вернуться в свои дома до комендантского часа. Порой актерам приходилось играть в темноте и без электричества под тусклый редкий свет карманных фонариков, направленный на них из зрительного зала. Но может быть, это было и к лучшему? Такая интимность, укромность еще более повышала градус единения всех присутствующих. Во время бомбежек и артобстрелов постановка останавливалась, зрители и актеры вместе спускались в бомбоубежище и с замиранием в сердце ждали конца. А потом, когда в городе снова устанавливался временный покой, спектакль продолжался. На постановки приходили в основном простые горожане и солдаты, для которых театр и искусство были все также или даже более необходимы, чем в довоенное время. Актерам же по праву можно было давать награды за отвагу, потому что они всеми своими силами и способностями дарили надежду отчаявшимся и павшим духом. Труппа выезжала в госпитали и даже на линию фронта.

Блокадный театр

Театр имени В. Ф. Комиссаржевской работал весь период блокады. После премьерной постановки «Русские люди», были показаны и другие военно-патриотические спектакли: «Жди меня» Симонова, «Нашествие» Леонтьева, «Фронт» Корнейчука. На каждый из них приходили толпы людей, каждый из них был по-своему трогательным и значимым – ведь в то время, когда на сцене играли написанные истории, в реальном мире рождалась своя история. А после снятия блокады, осенью 1944 года, театр переименовали в Ленинградский Драматический. Но в памяти народа он навсегда остался «Блокадным», театром, дарившим надежду.


Лодеск Влада




 

Рекомендуем

Петр Павлов. Виды старой Москвы
Затанцевать до смерти
Лия Ахеджакова. «Актриса, которая может играть все»
Ушёл из жизни неповторимый Алан Рикман
Прощай, Эльдар...
Красота против отчаянья ("Призрачная красота" реж. Дэвид Фрэнкел)
Сергей Лукьяненко и его экранизации
38-й ММКФ. Конкурс. "Пелена" реж. Ралстон Джовер
Концерт-открытие V Международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори»
Алина Крочева об аристократическом джазе, начинающих музыкантах и влюблённости в дело