Партнеры Живи добром

Театр свободы в душной блокаде


Искусство живо тогда, когда к нему обращаются с обнаженными душами. А что может обнажить душу сильнее, чем та страшная война, о которой все помнят. Далеко не редки случаи, когда в самые трудные времена люди смотрели именно на творческую жизнь и творческий рост как на единственный выход, единственный способ выразить невыразимое. Искусство успокаивает, искусство отвлекает, искусство очищает. Поэтому во время войны, революций и бедствий, как ни странно, к творчеству тянутся.

Блокадный ленинград

В блокадном Ленинграде людям что-то такое светлое было необходимо, как воздух. И вот 18 октября 1942 года по распоряжению Ленинградского комитета искусств на первом этаже здания «Пассаж» торжественно открывает свои двери Театр имени В. Ф. Комиссаржевской, актрисы, знаменитой своим сотрудничеством с самим Станиславским и талантливой игрой на сцене Александрийского театра. Назвали его так в честь Веры Федоровны Комиссаржевской, потому что в начале двадцатого века на том же месте существовал ее собственный Драматический театр, где режиссером-постановщиком работал гениальный Мейерхольд. Однако многие постановки оказались провальными, и на место Всеволода Эмильевича был приглашен поэт-символист Брюсов, но и под его руководством дела не шли в гору. Так после двух неудачных попыток театр закрывается до того самого 1942 года. Премьерой и постановкой открытия, или скорее повторного открытия, Театра имени В. Ф. Комиссаржевской стала пьеса Константина Симонова «Русские люди». Довольно символично, что эта пьеса – один из первых творческих откликов на все происходящее в то время и что именно она была первенцем театра. История о том, как люди не падали духом, как продолжали жить, любить и мечтать непременно оживляла и души жителей блокадного Ленинграда. И благодаря этому, театр процветал. За его стенами бродил страх, смерть и отчаяние, но здесь, в зрительном зале и на небольшой сцене, существовал свой мирок, на несколько часов защищавший горожан от страшного слова «война».

театра им Комиссаржевской

Спектакли начинали в пять дня, чтобы зрители и труппа успели вернуться в свои дома до комендантского часа. Порой актерам приходилось играть в темноте и без электричества под тусклый редкий свет карманных фонариков, направленный на них из зрительного зала. Но может быть, это было и к лучшему? Такая интимность, укромность еще более повышала градус единения всех присутствующих. Во время бомбежек и артобстрелов постановка останавливалась, зрители и актеры вместе спускались в бомбоубежище и с замиранием в сердце ждали конца. А потом, когда в городе снова устанавливался временный покой, спектакль продолжался. На постановки приходили в основном простые горожане и солдаты, для которых театр и искусство были все также или даже более необходимы, чем в довоенное время. Актерам же по праву можно было давать награды за отвагу, потому что они всеми своими силами и способностями дарили надежду отчаявшимся и павшим духом. Труппа выезжала в госпитали и даже на линию фронта.

Блокадный театр

Театр имени В. Ф. Комиссаржевской работал весь период блокады. После премьерной постановки «Русские люди», были показаны и другие военно-патриотические спектакли: «Жди меня» Симонова, «Нашествие» Леонтьева, «Фронт» Корнейчука. На каждый из них приходили толпы людей, каждый из них был по-своему трогательным и значимым – ведь в то время, когда на сцене играли написанные истории, в реальном мире рождалась своя история. А после снятия блокады, осенью 1944 года, театр переименовали в Ленинградский Драматический. Но в памяти народа он навсегда остался «Блокадным», театром, дарившим надежду.


Лодеск Влада




 

Рекомендуем

Короткие рассказы. ТОП 20
Большой человек Дэнни Де Вито
Чингиз Айтматов. Лицо советского востока
«История России в зеркале рекламы»
Кино. Премьера. "Девушка из Дании"
Агриппина Ваганова: педагог или балерина? 5 составляющих успеха
"Судьба одного дома" в театре Российской Армии
Детский инклюзивный фестиваль пройдет в Саду им. Баумана
Открытие Года театра «На Страстном»
Пабло Неруда: «Признаюсь, я жил»