Партнеры Живи добром

Вера Каралли: но то был дивный сон


Я писала письмо в перчатках, измененным почерком, чтобы запутать следы…

Жизнь этой удивительной женщины, популярной танцовщицы и талантливой актрисы немого кино – уже готовый сценарий. Ее судьба полна таинственных хитросплетений, по сей день неразгаданных политических интриг и невероятных совпадений. Многие сравнивают Веру с другими дивами того времени – Верой Холодной и Идой Рубенштейн: тот же утонченный силуэт 20-х, такие же густо накрашенные глаза на фоне бледного лица. Но это лишь видимое сходство, очень поверхностное. Все девушки по-своему яркие, а сегодня мы узнаем больше, насколько нам позволяет история, о Вере Каралли.

Вера Каралли

27 июля 1889 года в семье актера и режиссера Александра Каралли-Торцова и драматической актрисы Ольги Каралли, выступавшей под псевдонимом Ольгина, родилась девочка. Родители имели греческие корни, поэтому ребенку досталась весьма экзотическая внешность. Когда Верочка была еще совсем малышкой, семья переехала в Ярославль, где отцу предложили должность руководителя местного театра. Мать мечтала об артистической судьбе для дочери, постоянно брала ее с собой на репетиции, познакомила с миром «закулисья», всяческие поощряя ее «игры в актрисы». Однажды даже сводила к местной гадалке, которая предсказала счастливую и длинную жизнь дочери. Однако отец был настроен весьма скептически к такому положению дел. Вера была единственным ребенком в семье, ее учебе и воспитанию уделялось много внимания, однако, в школе успеха у нее не было. Однажды Веру оставили на второй год: девочка плохо усваивала материал, постоянно находясь в мечтательной задумчивости. Арифметика, чтение – все это было слишком скучно для Веры, она чувствовала свое отличие от других детей, предпочитая шумному общению остаться дома и перед зеркалом облачаться в театральные костюмы. И, наконец, отец сдался: «С Божьей помощью становись актрисой! Завтра или послезавтра поставлю за тебя в церкви свечу и нечего прозябать в провинциальной глуши. Решено, едешь в Москву!». Так, в 12 лет девочка оказалась в Московском театральном училище. Не имея серьезной танцевальной базы, она наравне со всеми выполняла сложные па, из-за чего через год у Верочки начались серьезные проблемы с позвоночником: ее туго перебинтовывали, и девочке приходилось пребывать в неподвижном положении целые сутки. Вся ее дальнейшая учеба, карьера, мечты оказались под сомнением. Но упорство Каралли не знало границ. Мало того, она решила не просто вернуться в мир сцены, но стать балериной! 

Отец удивился, но все-таки пригласил преподавателя – известного московского педагога Хлюстина, чтобы тот давал ей частные уроки танца. 

На экзаменах в хореографическое училище ее заметил известный балетмейстер Александр Горский. Он был очарован грацией юного дарования, однако, техники девушке сильно не хватало. Горский стал сам лично заниматься с Верой и даже просил руки своей ученицы, но ее сердце уже было занято балетом… Она не слушала злопыхателей и не верила сплетням, все свое время посвящала репетициям, стирая ноги до крови. Однако годы детских тренировок были упущены, да и травма давала о себе знать: некоторые танцевальные элементы балерина не освоит никогда, но в ее пользу играли тонкая красота, гармоничность пластики, выразительные движения рук. Она знала, как красиво встать, как правильно повернуть голову. Живи Верочка в наше время, точно смогла бы стать it-girl и подписать многомиллионные контракты даже без ярковыраженных модельных данных. 

Вера Каралли

Окончив училище в 1906 году, она быстро стала примой и даже составила конкуренцию Анне Павловой. Критики Каралли обожали. Вот что писали в газетах: «Вера Каралли наделена редким обаянием, простотой и привлекательностью. Ее фигура гибка и пропорциональна, линии ее тела полны изящества, а движения непередаваемой красоты. Ее талант одухотворяет весь ее танец. Если продолжить аналогию с ее партией лебедя, то придется признать, что Анна Павлова на ее фоне выглядит просто миловидной чайкой». 

Вера поступила на службу в Императорский Большой театр. Однажды юной балерине пришла в голову мысль попросить контрамарку для бабушки на оперу «Евгений Онегин». «Вы с ума сошли, - ответили ей в кассе, - на Собинова контрамарок не бывает!». А буквально через пара дней Леонид Собинов случайно сам встретил Верочку в коридоре театра. Он долго и пронзительно смотрел на девушку, которая быстро смутилась. «Кто это?» - «Ты что, не знаешь, - зашептали подружки, - это «Орфей русской сцены», Леонид Собинов!».И вот уже вечером того же дня юная балерина получила анонимное письмо со стихами и приглашение в ложу бэльэтажа на «Евгения Онегина». 

Роман артистов развивался стремительно, как будто и не было 18-летней разницы в возрасте. Тенор несколько раз брал Веру в турне, где она танцевала перед его выступлениями. Каралли втайне мечтала о семейной жизни, даже была готова на время оставить сцену, лишь бы стать супругой любимого мужчины. Однако судьба распорядилась иначе. Размолвка произошла в 1909 году, во время «Русских сезонов» Дягелева, где Вера блистала на сцене, купалась в цветах и внимании поклонников. Собинов все это время ходил мрачнее тучи, и дело было не сколько в ревности мужской, сколько профессиональной. Здесь, в блистательном Париже его называли, подумать только (!), мужем «той русской балерины»… Но и триумф Верочки длился недолго. Вскоре она начала чувствовать постоянное недомогание, головокружение. Беременна. У Собинова уже был неудачный опыт предыдущего брака с актрисой, родившей ему двоих сыновей, наступать на те же грабли он был не намерен. Аборт как приговор не только отношениям любовников, но лично Вере – детей у нее больше быть не могло. 

Но по возвращении в Москву балерину ждали не разочарования и депрессии, а новые предложения о работе: кинематограф! Несмотря на запрет артистам Императорского театра играть в кино, она соглашается: ей нужно больше свободы и самовыражения, она хочет исполнять свои танцы, а не быть всю жизнь Жизель и Кармен… И снова успех, и снова овации. В фильмах, где играет Каралли, почти нет пояснительного текста, ее глубокие глаза, отражающие весь внутренний мир ее героинь, всю гамму их чувств, ее пластика говорят куда больше слов. 

Вера Каралли

В 1915 году, во время съемок фильма «Тени греха», балерина, а теперь уже и знаменитая актриса немого кино, узнает печальную для себя весть: по-прежнему любимый Собинов женится на Нине Мухиной, кузине будущего известного скульптора и даме света. Да, так и подчеркивают, даме света, а не на какой-то там танцовщице… «Но то был дивный сон», - пишет в дневнике Вера строчку своего любимого романса и с еще большим рвением отдается работе над фильмом. Во время сцены гибели ее героини на снегу, которую пришлось переснимать из-за ошибки оператора, Верочка сильно заболевает и уезжает лечиться в Одессу. Туда ей пишет подруга Ниночка, бывшая балерина, а теперь любовница члена императорской семьи. Она постоянно упоминает в своих письмах великого князя Дмитрия Павловича, брата императора. Рассказывает, что он скучает и страдает без любви, но хочет найти такую девушку, которой искренне будет интересен он сам, а не его кровь и род. Нина пишет, что рассказала князю о том, как Вера отвергла всех миллионеров-ухажеров, показала ему карточки балерины, и с тех пор он потерял покой и мечтает о встрече. «Приезжай скорее», - пишет в каждом письме подруга. И Вера приезжает, однако в последний момент передумала знакомиться с князем и решила остаться в своей комнате. Через некоторое время послышался робкий стук в дверь. Балерине стало неловко за свое поведение, когда она увидела на пороге комнаты Дмитрия Павловича, и в привычной для нее шутливой манере сделала реверанс. «Весь вечер он шутил, был остр на язык, сидел браво и не сводил с меня глаз», - пишет женщина в дневнике. 

Они сразу влюбились друг в друга. Потом балерина напишет в воспоминаниях: «Наша связь была какой-то удивительной гармонией душевного мира. С Дмитрием я была такой, какая я есть. Если бы ему что-то не понравилось, то я бы сказала "Скатертью дорога"! Вот это он во мне видел и ценил».

При любой возможности Дмитрий Павлович приезжал к возлюбленной в Москву. Они часами гуляли в парках, ходили в модные кафе, без остановки слушали пластинку с романсом «Но ты был дивный сон». Великий князь был обручен со своей кузиной Ольгой, но его любовь к Верочке была неподдельной, искренней и чистой. Он обещал бороться за нее, мечтал, чтобы она стала его женой. Однако через какое-то время пыл влюбленного преуменьшился. Вера была уверена, что это из-за другой женщины или невозможности предотвратить свадьбу с кузиной, хотя дело было в другом. Уже долго время в народе ходило недовольство Распутиным, старцем, жившим при дворе в особой милости у Романовых. Осуждали эту странную привязанность к старику и родственники царской семьи, однако Николай с женой словно никого не слышали. А потому Дмитрий Павлович решился на убийство ненавистного Распутина. Узнав причину эго отрешенности, балерина успокоилась, недолго ей пришлось довольствоваться этим чувством. Любимый умолял ее принять участие в покушении. Верочка долго сомневалась, но в конце концов сдалась и написала Распутину письмо от лица его поклонницы с просьбой о встрече. 

30 декабря 1916 года Распутин был убит во дворце Юсупова. Императрица была в ярости и требовала для всех участников суровой кары. Имени Каралли никто не назвал, а князь был арестован и сослан в Персию. Он успел отправить любимой трогательную телеграмму, более походившую на пылкое любовное письмо. Когда Дмитрий Павлович проезжал на поезде Москву, ему даже запретили подходить к окнам вагона, которые предварительно плотно занавесили. 

Вера Каралли

Каралли поехала с гастролями по России, но здесь ее настигла революция, и балерина приняла решение на время уехать из России. Знала ли она, что вернуться ей было не суждено. По дороге в Европу она заболела испанкой, даже пошли слухи, что балерина умерла. Многие были в этом уверены, и когда увидели танцовщицу в труппе Дягелева в Париже не могли поверить своим глазам. В Париже же Верочка вновь воссоединилась с возлюбленным, однако он постоянно пребывал в смутных раскаяниях относительно убийства, которое, как он считал, послужило катализатором революции в России. А Вера… Как ни крути, она была живым напоминанием его ошибок. Постепенно их отношения исчерпали себя. 

Балерина с головой ушла в работу, даже снялась в немецком фильме «Месть женщины», который вновь принес ей оглушительный успех уже у европейского зрителя. Однако от карьеры киноактрисы отказалась и ушла в преподавательскую деятельность. 

Вера Каралли пережила своего возлюбленного на 30 лет. Всю его жизнь она следила за его романами, карьерными взлетами и падениями.

«Помню, как просыпались мы под звуки колокола и одевались под пристальными взглядами надзирательниц. Затем были занятия до обеда, а после отдыха вновь занятия до самого вечера. На праздники нас повезли на экскурсию в Кремль. Мы видели процессию, как впереди шел император с женой, а позади несколько мальчиков примерно моего возраста». Одним из них и был великий князь Дмитрий Павлович. Он умер в Швейцарии в 1942 году, а Вера еще долго приезжала на его могилу. 

Последние годы своей жизни балерина провела в доме престарелых в Бадене, в окрестностях Вены. Там ее иногда навещала Майя Плисецкая. На старости лет у Веры Каралли появилось горячее желание на родину, она написала прошение. «Здесь я все время чувствую себя чужой». 1 ноября 1972 года она получила заветный советский паспорт, но воспользоваться им не успела. Через 2 недели, 16 ноября великая балерина покинула этот мир. 



Аникеева Ирина



 

Рекомендуем

Кино. Личность. Франсуа Трюффо
Билетик в кино
Книга недели: Хорхе Букай «Любить с открытыми глазами»
VII Международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры»
Yez by Yegor Zaitsev "iVANOVO"
Давайте жить дружно! («Близкие» реж. Ксения Зуева)
Кино. Классика. "Мечтатели"
Пять сказок про любовь ("Про любовь. Только для взрослых" проект Анны Меликян)
Религия для голодных («Основатель», реж. Джон Ли Хэнкок)
Выставка "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России" в ГМИИ им. А.С. Пушкина