Партнеры Живи добром

Галина Банникова – создательница шрифта советского


Родившаяся во времена Российской империи в Сарапуле – крупнейшем центре обувной и кожевенной промышленности России, Галина Андреевна Банникова оставила глубочайший след в искусстве графики и шрифта. Являясь студенткой Всероссийской академии художеств, Галина Андреевна испытывала глубокий интерес к графическому рисунку. Девушке приносила огромное удовольствие работа над шрифтами.

Окончив академию, Галина Банникова всерьёз взялась за графику. За годы учебы Галина приобрела хорошие знания и навыки, ведь её учителями являлись талантливейшие педагоги, в том числе и по мастерству шрифта.

Галина Андреевна Банникова

Банникова трудилась в Отделе наборных шрифтов ВНИИ полиграфической промышленности. Организация, созданная в 1931 году, была научным центром для разработок новых технологических процессов, оборудования и материалов для полиграфических предприятий страны.

В то время существовала острая необходимость в художниках наборного шрифта, так как появилась первая отечественная наборная машина. Выпускников художественных заведений привлекали на работу в шрифтовые лаборатории при разработчиках наборных машин.

Тогда Галина Банникова совершила прорыв и создала свою книжную гарнитуру - комплект шрифтов различных размеров. Гарнитура, названная именем создательницы, была разработана Галиной в 1946-1948 гг. и явила собой событие государственной важности. Прежде чем явить свету своё детище, Банникова изучила шрифты времён Петра Великого и шрифты Европы эпохи Ренессанса. Она обобщила изученный материал и разработала новый оригинальный кириллический шрифт. Данный шрифт предполагалось использовать при наборе художественной литературы, поэтических произведений, книг, посвящённых искусству. Что, собственно, и было сделано.

Галина Андреевна Банникова

Создание шрифта – невероятно сложная и кропотливая работа. Буквы, наиболее ярко раскрывающие характерность шрифта, построены по-особенному: спускающиеся элементы букв «ц», «щ», «д» скошены внутрь и удлинены, верхняя засечка у буквы «л» односторонняя и направлена влево, строчная буква «б» напоминает цифру «6».

Внимание также уделено курсиву и полужирному написанию. Особенность шрифта – наплывы в овальных элементах букв. Они расположены асимметрично. Именно эти детали создают образ полёта. Гарнитура кажется декоративной и считается невероятно удобной при чтении.

Труд всей жизни Галины Андреевны был отмечен дипломом Первой степени на Всесоюзной выставке книги, графики и плаката в 1957 году. «Банниковская» гарнитура была подвержена оцифровке компанией ParaType в 2001 году и носит название «Bannikova».

Галина Андреевна Банникова

Специалисты отмечают, что рисунок гарнитуры крайне сложен для отображения на мониторе в малом размере и слабо поддаётся сглаживанию ClearType, вследствие чего на веб-страницах её можно использовать исключительно в заголовках. На печати же, наоборот, она прекрасно смотрится даже в очень мелком кегле.

Известны такие работы Галины Банниковой, как гарнитуры «Байконур» для печати художественной, научной и научно-популярной литературы в сфере гуманитарного знания по искусству, «Кама» для титульных листов, ярлыков, афиш, плакатов. Сейчас работы Галины Банниковой являются учебными пособиями для учащихся художественных вузов.

 


Анна Некрасова




 

Рекомендуем

Огюст Роден. Скульптуры, остановившиеся во времени
Александр Вампилов или история «потерянного поколения»
Виардо – чистый талант без прикрас
Приключения Тима Бертона в стране Кино
Осязаемая реальность Эндрю Уайета
Мастерская кино
Кино. Краткая история женщин в российском кинематографе
Москва в стиле стрит-арт
Чёрное и белое: как сочетать два базовых цвета
«Не вечный для времен, я вечен для себя». Евгений Баратынский