Культурное наследие Армении. Минас Аветисян
«Выражать собственные чувства – вот первичная цель художника. Поделиться ими, изображая их на полотне – вот что дает художнику возможность умиротвориться». Истинный творец всегда показывает миру то, что больше всего его волнует, вызывает у него бурю эмоций и задевает за живое. Неважно, писатель это или художник, режиссер или композитор – все, что представлено на общественное обозрение, несет в себе частицу создателя. В истории армянской живописи одним из самых известных художников ХХ века был Минас Аветисян – ярый поклонник своего отечества и своей истории.
Он родился 20 июля 1928 года в армянской деревне Джаджур в обычной крестьянской семье. Характер и мироощущение маленького мальчика развивались под мощным влиянием природы Армении, тяжелой и строгой жизни семьи и его народа. С 1947 года Аветисян начал учебу в Ереванском художественном училище Ф.Терлемезяна и последующие семь лет продолжал свое обучение в институте. Поиски себя, своего стиля не давали покоя молодому Аветисяну, и он уехал в Ленинград, два года учился в Институте живописи, ваяния и зодчества имени И.Е.Репина. Но в 1960 году, покинув холодный, северный край, художник вернулся в родные края в Ереван. Огромный успех пришел к Минасу в 1962 году, после выставки «Пять художников», на которой он смог показать всем свою индивидуальность, неповторимый стиль и взгляд на окружающий мир. С каждой новой картиной художник все больше и больше раскрывался, показывая миру то, что его интересует. Минас не останавливался на чем-то одном. Более 20 фресок и дюжины театральных представлений дают понять о широком таланте одного человека. Так чем именно Минас Аветисян отличался от других представителей художественного искусства? Однозначно, это любовь к родине и привязанность к своим корням. Нелегкая жизнь армянского народа, его семьи и деревни, в которой он вырос, укрепила родственные связи Аветисяна с прошлым. На первых его работах можно увидеть горные пейзажи в ярких, палящих цветах окружающей природы. Если он рисовал людей, то в них можно было увидеть твердость, стойкость закаленного характера, которую он выражал только изгибами линий. Такими можно увидеть его картины «Мои родители» или «Девушка с платком», в которых фигуры людей сливаются в единое целое с природой. А вот в своих автопортретах Минас всегда показан полностью раскрытым, со всеми душевными переживаниями, мыслями и ощущениями. Со временем к яркой палитре динамических мазков добавились более темные и трагические цвета, которые можно уловить в картине «Дорога. Воспоминание родителей» или «Женщины среди деревьев».
После персональной выставки 1968 года, которая явилась итогом раннего периода деятельности Минаса, изменилась манера кисти художника. Широкие мазки и насыщенные цвета сменились некоторыми принципами кубизма, изобилием фактуры и экспрессивной глубиной полотна. Его картины «Женщина со светильником», «Художник и модель», «Девушка с книгой» и другие в новом стиле существенно отличались от предыдущих работ. Новые техники, новые цвета и формы убедительно указывают на то, какой богатый внутренний мир у Аветисяна, и как он широко использует свои собственные чувства.
Пожар в собственной мастерской внес изменения в технику Аветисяна. Потеряв все, что создавалось на протяжении десяти лет, Минас Аветисян снова начал творить. Но теперь в его работах появился черный цвет, который символизировал то, что было на душе у творца: грусть, смятение, трагедия. В 1975 году трагически оборвалась жизнь Минаса Аветисяна, попавшего под колеса автомобиля. Его работы, оставшись навечно, не перестают передавать нам силу собственных чувств художника, его любви к родному народу и краю. Картины хранятся не только в родной Армении, но и далеко за ее пределами. Это означает высокий статус и значимость Минаса Аветисяна как творца, создателя и художника.
Римма Бадыкшанова
|
Рекомендуем |