Партнеры Живи добром

Книга недели. Борис Виан «Пена дней»


Люди, тонко чувствующие, как правило, оказываются большими оригиналами. Они живут в параллельном  мире грез, их внутренний мир - воды темного моря, откуда иногда всплывают темные спины больших рыб - гениальных мыслей… Как правило, это люди переживающие и нервные... 23 июня 1959 года Виан спешил на премьеру фильма, снятого по написанному им триллеру. На премьере он так разволновался, что умер. Виной тому было изношенное сердце. За свою короткую жизнь, а прожил этот человек-оркестр (писатель, поэт, певец, музыкант)  39 лет, Виан написал большое количество романов, рассказов, пьес. Пожалуй, самое известное его произведение - «Пена дней»…


Причудливые образы, абсурдные ситуации и особый виановский язык - это то, что не позволит «Пене дней» затеряться в памяти. Абсурдизм происходящего в книге может сначала раздражать, но «глаз привыкает»… А потом, как это случилось со мной, начинаешь понимать язык автора, находя, что сам им владеешь… Герои Виана обезличены.  У них есть имя, статус, отношения с другими людьми, но нет их самих. Вместо героев - довольно схематичные образы… Чрезмерное описание малозначительных действий бытового характера лишь усиливает впечатление поверхностности восприятия жизни. 


Книга недели. Борис Виан "Пена дней"


«Надену бежевый костюм, и голубую рубашку, красно-бежевый галстук, и ботинки из замши в дырочку, и бежево-красные носки. А сначала ополоснусь, и побреюсь, и осмотрюсь. И пойду на кухню к Николасу.»


Жизнь главного героя Колена похожа на сказку: он обеспечен, живет в роскошном доме. Вскоре Колен встречает девушку по имени Хлоя. Влюбляется. Первая часть романа оптимистична.


Вторая - драма. Счастье молодых супругов, бездумно прожигающих деньги и время, резко обрывается, когда Хлоя узнает, что больна - у нее в легком растет лилия.  Рост остановится, если Хлоя будет постоянно находиться в благоуханном окружении других цветов. Квартира с ухудшением состояния Хлои(зпт не нужна) начинает уменьшаться; комната Хлои завалена цветами; Колен тратит последние деньги и вскоре начинает испытывать материальные трудности. Жизнь заставляет идти на тяжелую работу, но Хлое не становится лучше… Их дом превращается в маленькую каморку… Хлоя умирает.


Колен лишился всего – любимой, дома, работы; без денег он людям не интересен. Колен не перестает переживать о Хлое, не ест, чахнет… Во второй части "Пены дней" герой постепенно обрастает человеческими чувствами, которым, по Виану, нет места в современном мире. Конец персонажа  предсказуем. Своими мыслями на этот счет с кошкой поделилась мышка, которая жила у Колена.


Книга недели. Борис Виан "Пена дней"


«И слабеет час от часу, я не могу этого пережить. В один из ближайших дней он наверняка оступится на доске. Он не несчастен, он страдает. Вот именно этого я и не могу вынести. И он непременно упадет в воду, он слишком низко наклоняется».


В «Пене дней» Виан зло высмеивает слепое следование модным веяниям, в частности, моду  на экзистенционализм:  так, по сюжету, друг Колена, Шик, становится фанатиком учения философа Жан - Соля Партра (пародия на Жан-Поля Сартра, присутствуют отсылки к некоторым работам Сартра, только с измененными названиями;); он словно наркоман. Шик тратит деньги на сомнительные «труды» Партра. Он, естественно, не одинок в своей зависимости - толпы приходят на выступления Партра за «очередной дозой». 

 
Объектом насмешек Виана стали и служители церкви, в частности лицемерие и алчность священника, пьяномаря и надстоятеля… Благодаря ярким сравнениям, например, в эпизоде разговора Колена с Иисусом, Виан пытается низвергнуть культ слепой веры. Колен вдруг замечает, как «из ноздрей того (Иисуса) вырывается довольное посапывание, словно мурлыканье сытого кота».


Книга недели. Борис Виан "Пена дней"


Автор не видит выхода. Изменить мир нельзя. Поэтому мышка, хранившая уют дома Колена и Хлои добровольно кладет свою мохнатую головку прямо на зубы кошки… Здесь какие-либо надежды на светлое будущее обрываются… За внешней эпатажной легкостью «Пены дней» скрывается большая трагедия Виана-человека. Виановский абсурд - это наша жизнь. Роман-джаз, слегка пьянящий буйством разномастной нелепицы, оставляет горькое послевкусие. 


Особенно рекомендуется это произведение творческим людям, студентам художественных вузов, которые вдруг истощили свой потенциал и имеют проблемы с вдохновением, генерацией новых идей… Роман учит смотреть нестандартно - уделять внимание нюансам; играя словами, создавать новые смыслы и надсмыслы… При чтении происходит детализация... И как бы начинаешь видеть не только течение жизни, а пытаешься, и порой весьма успешно, разглядеть ее «текстуры». За счет языковых приемов, особого стиля  неординарного Бориса Виана будто погружаешься в сон. В целом, книга вряд ли оставит кого-то равнодушным!



Татьяна Чижикова




 

Рекомендуем

Кино. Премьера. "Параллельные прямые пересекаются в бесконечности"
«Самый плохой актёр Парижа». Трогательная судьба Жана Маре
Что? Где? Когда? Афиша ноября
И в Горе, и в Радости («Маленькие женщины», реж. Грета Гервиг)
Выставка в РНБ к Международному дню детской книги и к 190-летию со дня рождения Жюля Верна
Пилинг. Время пришло!
Самый Большой
SENSUS COUTURE / FW 2018-2019
«Свой среди чужих, чужой среди своих» Эдуард Володарский
Джордж Карлин: «Жизнь-когда захватывает дух!»