Партнеры Живи добром

Ирина Купченко. Этой «женщине руку не протягивают». Ей аплодируют стоя

 

«-Женщине руку не протягивают… И вообще, вы мне не нравитесь.

-Начну с того, что я от вас тоже не в восторге. Это, во-первых. Во-вторых, пришёл сюда больше из любопытства».

 

Вот с таких слов начинается знакомство Клавдии и Валентина. Конечно, до небольшого упражнения в словесности он издал пока ничего не значащее «О». Но её односложный комплимент не покорил. Возможно, потому что Клавдия ждала совсем другого человека, а не грязного подвыпившего мужчину. Но и она, как потом парировал Валентин, оказалась совсем не той, «кого он нафантазировал, когда шёл» к ней. Да и о чём думала 43-летняя сотрудница ателье, когда расклеивала заветные пять объявлений «Одинокая женщина желает познакомиться»?

Ирина Купченко

Героиня Ирины Купченко никогда не была замужем, у неё нет детей. Кажется, она живёт словно бы отгороженная от других людей невидимой стеной, и никто не слышит её. Никому не нужно тепло её сердца, и никто не готов поделиться с ней душевной теплотой. Состояние всепоглощающего одиночества, доводящее до отчаяния и оставляющее наедине с пустотой, съедает её. Это объявление – и безумие, и надежда на чудо.

Фильм «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986) – тончайшая психологическая драма. Актрисе Ирине Петровне Купченко удалось воплотить образ очень одинокой романтичной женщины, желающей изменить свою жизнь, и в то же время сомневающейся, боящейся доверять людям, привыкшей держать своё сердце, быть может, лишь чуть приоткрытым.

Даже после финальных титров персонаж Ирины Петровны долгое время не выходит из головы. В фильме представлено лишь несколько дней из жизни Клавдии, но Купченко прожила их так, что невольно продолжаешь додумывать, как могла сложиться жизнь одинокой женщины до встречи с Валентином и после неё. В этом особенность таланта легендарной актрисы: сыгранные ею герои увлекают за собой, будто бы говоря всегда ещё что-то о своём прошлом и будущем.

Ирина Купченко

В 1975 году в прокат выходит фильм «Чужие письма». В нём Ирина Купченко исполнила роль Веры Ивановны — молодой учительницы, классной руководительницы девятого класса. Она приютила свою ученицу, попавшую в сложную жизненную ситуацию. Невинная овечка оказалась настоящим мастером манипуляции. Героиня Ирины Петровны какое-то время даже не догадывается, какой человек живёт с ней под одной крышей. Она привязалась к проблемной девочке, смогла разглядеть в ней маленького ранимого ребёнка, мечтающего о любви и поддержке.

«Чужие письма» — одна из самых противоречивых лент об отношениях между педагогом и учеником, в ней так много недосказанного, оставшегося в чужих письмах, и такое сильное напряжение, нарастающее между двумя молодыми, мечтающими о любви девушками. Купченко в роли Веры Ивановны трогательная и смелая, верящая в своих учеников и горько переживающая из-за того, что они оказались хуже, чем она о них думала, и всё же прощающая…

Ирина Петровна вновь исполнила роль учительницы в нашумевшей драме Алексея Петрухина «Училка» (2015). Кино вышло, что называется, вовремя и получилось на редкость злободневным: доведённая до точки кипения семейными проблемами и учениками Алла Николаевна, угрожая пистолетом, захватывает класс, в котором преподаёт.

Алла Николаевна Ирины Купченко – это квинтэссенция нервного напряжения. Купченко воплотила один из самых провокационных, сильных и жалких персонажей российского кино. Эта роль сделала её легендой не только советского кинематографа, но и современного. За неё на кинофестивале «Окно в Европу» она получила главный приз конкурса игрового кино. Образ Аллы Николаевны оказался настолько мощным, что создатели фильма задумались о съёмке сиквела.

Ирина Купченко

Безусловно, Ирина Петровна Купченко – талантливейшая драматическая актриса, но она также хороша и в других жанрах. Стоит только упомянуть комедию с задиристым названием «Старые клячи» (2000) о четырёх неунывающих подругах, не побоявшихся дать отпор бандиту в исполнении Николая Фоменко. В ней Ирина Петровна играет вместе с Людмилой Гурченко, Лией Ахеджаковой, Светланой Крючковой.

Её любят и уважают также поклонники театра. Сразу после окончания Театрального Щукинского училища, она пришла в театр имени Вахтангова, на сцене которого сыграла в спектаклях «Антоний и Клеопатра», «Последняя ночь последнего царя», «Пристань» и многих других. Каждая её роль приковывала внимание зрителя. По сей день даже на премьерах фильмов с участием актрисы её встречают с аплодисментами стоя.

Ирина Петровна считает, что её актерская карьера с самого начала развивалась успешно. С ней нельзя не согласиться, ведь в 1969 году, года она ещё была студенткой и подрабатывала, снимаясь в массовке, её заметил Андрей Кончаловский и отдал начинающей актрисе роль Лизы Калитиной в своей экранизации романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Купченко полностью оправдала доверие режиссёра. Впоследствии он неоднократно приглашал её принять участие в съёмках других фильмов.

Ирина Купченко

Ирина Петровна родилась в самый необычный день в 1948 году – 29 февраля. Но в свидетельстве о рождении ей записали 1 марта. Её родной город – Вена, именно там тогда проходил службу отец будущей актрисы. Семья военного часто переезжала. Так как в Киеве прошла большая часть её детства, Купченко называет его, а не Вену, родным.

Театр пленил сердце Ирины Петровны. В детстве она посещала всевозможные кружки, но когда пришло время сделать выбор, то поначалу она решила последовать совету родителей и поступила в КНУ имени Тараса Шевченко на факультет иностранных языков. Она отучилась в Киевском университете всего год. После смерти отца Ирина Купченко перебралась в Москву и подала документы в театральный.

В 1972 году она вышла замуж за актёра Василия Ланового. Они бережно охраняют свою семью, об отношениях актёров практически ничего неизвестно. В браке у Ирины Петровны родилось двое сыновей, у неё есть внучка от младшего сына, умершего в 2013 году от сердечной недостаточности.


 

Елена Громова




 

Рекомендуем

Лаборатория моды Славы Зайцева на MBFW Russia осень-зима 17/18
«Улица» дружбе не помеха ("Середина 90-х" реж. Джона Хилл)
Всадник по имени Сэм ("Великолепная семерка" реж. Антуан Фукуа)
Марлен Дитрих: «Истинная женщина не волнуется — волнует»
Лого без имени: как визуальный клип Beyoncé стал главным событием в модной индустрии
Пласидо Доминго: «Я не могу прожить без музыки ни дня»
«Усадьба Jazz» - 15 лет
«Русская Ундина» Руслана Коршунова
Интервью с Бориславом Струлёвым
Остались только перья («Щегол» реж. Джон Краули)