В Россию с любовью («Игры шпионов», реж. Доминик Кук)На дворе 1960-й год, ещё немного – и случится Карибский кризис, а Холодная война станет горячей. Это прекрасно понимают как в США, так и в СССР, ведь выпады неуравновешенного Хрущёва в адрес Америки от раза к разу становятся всё более резкими. Однако внешняя разведка не дремлет – и когда на связь с американским посольством неожиданно выйдет полковник ГРУ Олег Владимирович Пеньковский (невероятно серьёзный Мераб Нинидзе), агент ЦРУ Элисон Донован (элегантная Рэйчел Броснахэн) в сотрудничестве со своим британской коллегой из МИ-6 Дики Фрэнксом (аристократичный Энгус Райт) решат отправить за секретными сведениями регулярного курьера, который не должен привлекать к себе особого внимания. Этого следовало ожидать: Бенедикт Камбербэтч наконец-то летит в Москву. Пусть пока и под именем «обычного» бизнесмена Гревилла Винна, пусть оставив в холодном Лондоне образцовую жену-домохозяйку Хелен (Джесси Бакли) с сынишкой – но ведь всё равно приятно. Неважно, что в действительности всё было не совсем так или даже совсем не так, и что реальный Винн не был таким уж простодушным и наивным шпионом-любителем, каким он показан в фильме (достаточно сказать, что сотрудничать с разведкой будущий торговый агент стал еще во время Второй мировой, а затем прошел полноценный курс шпионской подготовки). Зато Камбербэтчу дана редкая возможность проявить свой комедийный талант, изображая не шибко умного и пугливого неудачника-слабака, который верит в собственную значимость несмотря на то, что не способен даже как следует отжаться.
«Игры шпионов» (в оригинале просто Courier, то есть «Курьер»), несмотря на пафосный и грозный открывающий титр, в первой своей трети вообще смотрятся как какая-то ироничная шпионская комедия со стильным антуражем времён Холодной войны. Во второй половине жанровая тональность фильма постепенно меняется, сближая его чуть ли не с недавним «Мавританцем», но чистого веселья и местами прямо-таки отборной развесистой «клюквы» всё равно уже не отнять. Советская Москва выглядит здесь почти также фантастически как в прошлогоднем «Ходе королевы»: неизбежная чёрная икра по утрам в гостинице с видом на Кремль (хотя к чести создателей надо отметить, что первая встреча Винна и Пеньковского действительно произошла в отеле «Националь»), а ещё закадровый вальс и до ужаса подозрительная вахтерша в отеле под именем «Виталий». «Вы умеете пить? Я покажу Вам другую сторону России» – на голубом глазу говорит Нинидзе–Пеньковский, предпочитающий кличку «Алекс» и мечтающий стать ковбоем в Монтане – и противостоять неуклюжему обаянию таких фраз, которых тут немало, становится решительно невозможно.
Кажется, что «Игры шпионов» вообще не стесняются своей игровой, театральной природы. Есть большие сомнения, что так и было задумано, но фильм корифея лондонских подмосток Доминика Кука («Пустая корона», «На берегу») настолько самозабвенно упивается всей этой шпионской ретро-эстетикой (помеченные мелом фонарные столбы, шёпот под громко включенное радио, прогулки по безлюдным улицам в черных пальто и шляпах в поздний час и тд.), что на предсказуемость сценария и логические натяжки можно легко закрыть глаза. Конечно, это кино, которое сильно уступает, например, тому же «Шпионскому мосту» Спилберга (где, к слову, тоже играл Нинидзе). Однако его легко можно смотреть в качестве несколько эксцентричного, но от этого не менее занятного политического триллера о превращении одного обыкновенного неудачника в супершпиона. Тем более, что в кадре всё же много правильной русской речи без акцента и русских актёров: кроме Нинидзе здесь ещё и Мария Миронова (жена Пеньковского), и Кирилл Пирогов в яркой роли образцового кгбшника, и Владимир Чуприков в почти карикатурном образе генсека Хрущёва. Пусть реальный Гревилл Винн, в итоге схваченный в Венгрии в 1962 году и проведший в советской тюрьме 11 месяцев, умер в 1990 году и не дожил до премьеры «Игр шпионов». Поверьте на слово: Бенедикт Камбербэтч в образе Винна, сперва плачущий катарсическими слезами на «Лебедином озере» в Большом, а затем хлебающий тюремную баланду в мрачных застенках – это дорогого стоит. Народного артиста дают и за меньшее. И в итоге эти эпизоды могут запросто перевесить весь «правильный» сентиментально-гуманистический пафос фильма. Да что там, затмить даже сцену трогательного прощания Винна и Пеньковского в тюрьме, до последнего верящих в то, что именно им, простым, по сути, людям, своим действиями удалось предотвратить ядерную войну. Отчасти в этом есть своя правда: за пару лет сотрудничества в тандеме советскому полковнику и британскому бизнесмену удалось переправить на Запад более пяти тысяч (!) фотокопий засекреченных военных документов. Как считается, в том числе благодаря этим сведениям США, например, удалось обнаружить на Кубе советские баллистические ракеты. И тем не менее экранный Пеньковский вслед за реальным также будет приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. Гревиллу Винну же удастся вернуться к семье, а в 1964 году даже издать книгу мемуаров с многообещающим названием «Человек из Москвы». Но никому из них не будет суждено узнать, что в 2021 году фильмы про Холодную войну неожиданно вновь станут настолько актуальны.
«Игры шпионов» — уже в кино. Иван Цуркан |
Рекомендуем |