Выход в пустоту («Необратимость. Полная инверсия», реж. Гаспар Ноэ)
Рассказывают, что в далеком 2002-м тех, кто не мог выйти из зала сам, просто выносили, а некоторым даже давали кислород. Из 2021-го (магия цифр? инверсия?) в это поверить сложно, но цифру в 250 ушедших с премьерного показа зрителей время так легко из памяти не сотрёт. Однако что может быть лучшей рекламой фильма в XXI веке, чем 20 человек, во время сеанса в Каннах просто потерявших сознание? Время разрушает всё. Можно ли вставить здесь какое-нибудь «кроме»? За неполные 20 лет, прошедшие с момента первого зрительского шока, Гаспар Ноэ успел наснимать чертову кучу рекламных роликов и короткометражек, показать на экране блуждания покинувшей тело души, трёхмерно кончить прямо в лицо зрителю, снять фильм-вечеринку и не раз шарахнуть по нашим одурманенным глазам стробоскопом. Но даже вспышки стробоскопа – как высшая точка киноэпатажа – уже успели немного приесться, забронзоветь и стать чем-то вроде хорошо узнаваемого бренда. А Ноэ из провокатора и скандалиста – сделаться любимцем тех же Канн и обрести свой, пусть узкий, но уверенный культ. Так что по-своему время и здесь победило.
В 2002-м все попрекали Ноэ нолановским «Помни». Пересобранная «Необратимость» увидела свет на фестивале в Венеции почти за год до «Довода», от сравнения с которым хочется демонстративно уклониться. Зачем пересказывать всем известные истины и ворошить прошлое? Есть только здесь и сейчас, но ещё иллюзия выбора. Если герой Касселя послушал бы героя Дюпонтеля, ничего бы не было. А если бы не напился, не нюхнул кокаина и не отпустил бы героиню Белуччи домой одну? Сам Ноэ в ответ на это просто говорит, что, мол пока писал сценарий, слышал что-то о пьесе Пинтера с такой же структурой, а прямо перед началом съемок увидел её экранизацию, и так вот там сцены тоже были расположены от конца к началу.
Пусть Алекс в самом начале снова лежит на идиллически зелёной лужайке и читает свою книжку про время. Пусть ей опять приснится тот самый кошмарный сон про красный тоннель. Пусть Маркус надкусит яблоко, и человеческое лицо ещё раз станет месивом под ударами огнетушителя. Зритель, пусть даже вооруженный тайным знанием и однажды уже видевший это кино, всё равно не сможет ничего сделать, пока один уличный мудак-извращенец на статичном девятиминутном плане будет методично насиловать одну из самых красивых женщин в мире, зажимая ей рот, а потом станет бить ногами в живот, в котором – мы знаем – уже ждёт своего часа пока нерождённый ребёнок.
Вездесущее время, рок, фатум, главный (анти)герой «Необратимости» расставляет всё заново. В 2002-м казалось, что в фокусе здесь Маркус и считалось, что это история об отмщении. В 2021-м кажется, что ничего бы не было без Алекс и что она – единственная, от кого хоть что-то зависит, а два до глупости влюблённых в неё мужчины только всё портят. Кажется, что в новом монтаже по-новому значима каждая мелочь и важна каждая деталь, от постера «Космической Одиссеи» Кубрика (где, как мы помним, тоже был свой десятиминутный галюциногенный тоннель) на стене до нежных и теплых перепадов жёлтого и красного одним счастливым утром в квартире.
Можно ли перемонтировать старый фильм так, чтобы он зазвучал по-новому, почти ничего в нём не поменяв? Ответ утвердительный. Можно ли сделать так, чтобы низкочастотный шум в кадре звучал также мощно как музыка Малера и Бетховена? Снова кивок. Будет ли в истории кино другой такой же пример? Ничто не вечно или будущее предопределено, но всё же хоть что-то от нас зависит? Кажется, от «время разрушает всё» до «время обнажает всё» – каких-то полшага. А какая пропасть.
Иван Цуркан |
Рекомендуем |