Борис Щукин - актёрский портрет
17 апреля 1894-го в городе Кашира родился один из актёров «Октябрьского поколения», один из первых тринадцати актёров Советского Союза, которым было присвоено это звание, Борис Васильевич Щукин. Его семья не имела никакого отношения к искусству (отец был обычным служащим), однако юноша ещё с ранних лет проявил огромный интерес к театру. Как писал П.А. Марков: «Он смотрел на театр, как на что-то далекое и непостижимое, как на прекрасную область, где работают большие люди и делают большое и нужное искусство». Приобщиться к самому искусству, точнее к процессу его создания, к сожалению, удалось не скоро. Сначала отец отдал его в частное реальное училище Воскресенского, затем учёба продолжилась в Московском высшем техническом училище по специальности механика. Параллельно в эти годы (1912-1916 гг.) Борис играет свои первые роли в самодеятельном кружке при местном железнодорожном клубе, но пока не имеет успеха. А когда страну захватил вихрь революций и войн, то творческое развитие пришлось приостановить и облачиться в военный мундир.
1920 год стал годом глобальных перемен. Тогда 26-летний Щукин был принят в Мансуровскую студию под руководством Вахтангова на курс Б.Е. Захавы. На прослушивании он прочитал юмористический рассказ «Экзамен по географии» и не оставил никого равнодушным, а в этюде о поступающем в ожидании своего выступления, покорил естественностью и гармоничностью. Так началось становление Бориса Васильевича как передового актёра начала ХХ века. Метод Вахтангова, пытавшегося расширить рамки психологического театра и вывести его на принципиально новый уровень, для начинающего был нов, но уже тогда проявилось упорство и готовность работать. Очевидцы писали, что Щукин какое-то время даже ночью самостоятельно репетировал. Самой первой ролью стало исполнение грека-кондитера из чеховской «Свадьбы» (1921 г., режиссёр Вахтангов). И тут возникли первые сложности, ведь где можно в Москве встретить настоящего грека? В поиске наименее подходящего типажа, Борис Васильевич перезнакомился со всеми чистильщиками сапог, встречавшимися по пути от Павелецкого вокзала, где он жил, до Ходынки, где располагались военные курсы, на которых он учился. И этот метод сближения с реальной жизнью и сбора материала для своих ролей в будущем неоднократно применял.
Первым наиболее значимым этапом артистической жизни стала роль Тартальи в «Принцессе Турандот» (1922 г., режиссёр Вахтангов). «Он играл Тарталью с трогательной наивностью, позволявшей ему поверить в утонченные рамки вахтанговской постановки и принять весь иронический сказочный строй», - писал П.А. Марков. Именно тогда начинают формироваться особенности его игры, как, например, легкость и оптимизм, которыми он наполняет персонажей. А всю силу его творчества можно было почувствовать в спектаклях «Виринея» Л.Н.Сейфуллиной (1925 г.) и «Барсуки» Л.М. Леонова (1927 г.). Здесь вместе соединились взгляды актёра, характеры героев, личные знания и симпатии. На сцене изображались люди гражданской войны. И та доступность, органичность, с которой они были показаны, поразила публику. Критики подчеркивали, что Щукину удалось освободить героев от навязанной ранее помпезности, неестественно-декламационной подачи. Он слил воедино образ революционера с жизненной мудростью и светлым взглядом на жизнь. Красная линия его творчества – это радостное жизнеутверждение и ощущение всей наполненности её нескончаемого развития. И одним из сценических средств был голос. «Речь актёра была соткана из оттенков, мелодий, мотивов, акцентов», - отмечал Марголит.
И убедиться в отменной игре актёра можно и по сей день. Наглядным примером будут фильмы М.Ромма «Ленин в Октябре» (1937 г.) и «Ленин в 1918 году» (1939 г.). Это одни из немногих идеологических фильмов, которые приятно смотреть, благодаря прекрасной работе режиссёра и актёрскому мастерству. Щукин создал канонический образ Ленина, показав вождя революции не как неуязвимого атланта, а как яркого человека, рьяно переживающего за обстановку в стране и действительно желающего помочь. На экранах не актёр, играющий Ленина, а сам Владимир Ильич. Сюжет сегодня, конечно, выглядит комично, но ты совершенно по-новому смотришь на главные фигуры в России начало ХХ века, и понимаешь, что они тоже люди, а не воспетые полубоги. В этом очеловечивании и приземлении и есть заслуга Бориса Васильевича Щукина – гениального актёра, именем которого сейчас в России названо одно из престижнейших театральных училищ.
Анна Дякина |
Рекомендуем |