Люди и Страсти Игоря ВладимироваС подмостков мастерской Товстоногова до руководства Театром им. Ленсовета, затянувшимся на добрые тридцать лет, при этом попробовав себя в кино в обеих – актерской и режиссерской – ипостасях, Игорь Петрович Владимиров оставил богатое творческое наследие, что заняло весьма приличную часть его долгой жизни. Родился он 1 января 1919 года в городе Екатеринослав (ныне – украинский Днепропетровск). О детстве Игоря Петровича известно немного, лишь о переездах его семьи: сначала – в Харьков, а в 1932 году – в Ленинград. Призвание актера театра нашло Владимирова не сразу: в 1936 году он стал студентом Ленинградского Кораблестроительного института. Через месяц после начала войны, он, не завершив образование, пошел в добровольцы и был зачислен в стрелковый полк Ленинградской Армии Народного ополчения. Демобилизовавшись до окончания войны, будучи невредимым и награжденным двумя медалями, Владимиров защитил диплом и стал работать в ленинградском «Рыбсудпроекте» по специальности «инженер-судостроитель». Лишь тогда он, осознав свою тягу к театру, поступает на актерский факультет в альма-матер всех петербургских (тогда ленинградских) театралов - Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского. Владимиров после преподавал там в своей собственной актерской мастерской, но тогда он сам учился, причем у великих Мейерхольда и Меркурьева. После выпуска в 1948 году началась театральная карьера Игоря Владимирова: Ленинградский областной театр оперетты, Ленинградский Гастрольный театр, Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. Однако знаменательной в творческой судьбе Владимирова можно смело назвать встречу с режиссером Георгием Товстоноговым, который не просто взял его актером в свои спектакли, но и приобщил к режиссерскому искусству, чему Игорь Петрович посвятил в будущем большую часть своей творческой жизни. Товстоногов также привел Владимирова в Большой Драматический театр, где последний поставил несколько спектаклей совместно с другими режиссерами. На «Случайных встречах» в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской Владимиров знакомится с молодой актрисой Алисой Фрейндлих. Именно под эгидой их творческого и семейного союза произошло возрождение Театра им. Ленсовета, куда Владимиров перешел в качестве главного режиссера в 1960 году, а вскоре и вовсе занял место худрука. Начался важнейший и долгий этап в творческой биографии Игоря Владимирова – Театр им. Ленсовета. Для начала он вывел его из кризиса, обновил актерскую труппу и придал совершенно новый вид. Затем последовали различного рода изменения и эксперименты: репертуарные, актерские, режиссерские. Владимиров известен тем, что значительно омолодил актерский состав Театра им. Ленсовета - в 1990-е и вовсе начал формировать труппы из своих же студентов. Благодаря ему раскрылся талант множества актеров, в числе которых, например, Михаил Боярский, Алексей Петренко и многие другие. В 1980-е Владимиров пробует сначала играть в кино, затем его снимать, правда в прокат вышла лишь одна его картина - добрый фильм для взрослых «Лишний билет», главные роли в котором исполнили его ученики-театралы. Тем не менее, Игорь Петрович продолжает играть и в театре, вернувшись на сцену в 1976 году после двадцатилетнего перерыва. Сочетание работы по обе стороны сцены, возможно, и помогло Владимирову стать чутким режиссером и талантливым педагогом. «Я убежден, что актер есть высшая и конечная инстанция театрального искусства, потому что именно он соприкасается со зрителем.”, - заявляет Игорь Петрович в интервью журналу “Театр” в 1983 году. Его убежденность была заметна невооруженным взглядом – Владимиров старался вдохновить актеров, дать им весь свой накал, а затем направить в нужное русло и преподнести зрителю завершенное «блюдо» актерского труда. Всегда скромен, он принижал заслуги режиссера в успехе постановок, ссылаясь на возможность ошибок и доработок на репетициях, чего, безусловно, лишены играющие на сцене. Стараясь подбирать лучшие роли, самых колоритных персонажей, которым «хочется подражать», он альтруистично работает на главного ценителя и критика – зрителя. Владимиров не раз называет актеров «своими детьми», что подчеркивает не только особую духовную близость между ними, но и дает намек на возраст оных: все чаще в режиссерской практике Игорь Петрович обращается к молодым начинающим актерам, чей путь проб и ошибок свершается на глазах именитого театрального режиссера. Но тяга к юным не есть неуважение к старым-добрым. Напротив, Владимиров сумел создать уникальный органичный симбиоз актеров разных возрастов, стремясь очаровать зрителя, заставить его поверить. Не зря главной отрадой режиссера было то, что зрители, «споря», покидали зал. Отдающий всего себя театру, желающий «умереть в каждом актере», ищущий новое дабы в сотый раз прочитать удивление в глазах зрителя, Игорь Петрович Владимиров навеки вписал свое имя в историю советского театра. Он назвал свою книгу «Как нарисовать птицу», намекая на свое стремление показать в театре не жизнь, а нечто возносящееся над ней и мчащейся, как позволено лишь настоящему искусству, каждый раз разной птицей. Яна Протасова
|
Рекомендуем |